В настоящей статье мы дадим практические советы, которые помогут участникам дорожно-транспортного происшествия реализовать свои права и позволят избежать распространенных ошибок, допускаемых ими при оформлении схемы ДТП.

Схема дорожно-транспортного происшествия, схема ДТП

Любое дорожно-транспортное происшествие влечет за собой необходимость его документирования в установленном законом порядке.

Основным документом, который составляется на месте происшествия, является схема ДТП.

Несоблюдение требований закона касающихся данного документа влечет его недействительность.

Под схемой дорожно-транспортного происшествия (ДТП) понимается графическое отображение плана местности, дорожной обстановки, транспортных средств, следов и предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Являясь основополагающим доказательством, схема происшествия включает в себя ряд исходных данных, без которых производство по делу невозможно.

Данный источник доказательств должен соответствовать критериям информативности и объективности, то есть содержать в себе максимально полные и достоверные сведения о картине на месте дорожно-транспортного происшествия.

Закон устанавливает ряд требований к форме, содержанию и порядку составления исследуемого нами документа.

 

Рекомендации по составлению cхемы ДТП

Как показывает практика, лицам, принимающим участие в составлении схемы происшествия, следует знать:

  1. Зарисовывается схема на специальном бланке.

    Бланк схемы ДТП утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации, исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее Административный Регламент МВД РФ).

  2. Составляется и подписывается должностным лицом, в производстве которого находится дело о ДТП.

    Являясь приложением к протоколу осмотра места происшествия, схема составляется сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.

    Если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили тяжкие последствия - кому-либо из его участников причинен вред жизни и (или) здоровью, схему ДТП составляет дежурный следователь (дознаватель) прибывший на место происшествия в составе следственно-оперативной группы.

    Схема, составленная участниками происшествия, не может заменить собою схему, которую оформляет должностное лицо (сотрудник ГИБДД, следователь, дознаватель), в соответствии с возложенными на него законом полномочиями.

    Участник ДТП не является лицом, осуществляющим производство по делу.

    Не стоит терять времени на составление дублирующих схем ДТП в режиме онлайн.

    Для зарисовки схемы, ее составителю достаточно иметь лист бумаги и авторучку.

  3. Оформляется с участием понятых.

    При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия присутствуют понятые, привлекаемые сотрудником ГИБДД, следователем (дознавателем) в порядке, предусмотренном законом. Процессуальный статус понятых, их права и обязанности определены в нормах Кодекса РФ об административных правонарушений (статья 25.7), Административного Регламента МВД РФ (пункт 111),Уголовно- процессуального кодекса РФ (статья 60).

    Исходя из анализа перечисленных выше норм закона понятой - это лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, не заинтересованное в конечном результате по делу.

    Максимальное число понятых не регламентировано законом, однако их должно быть не менее двух.

    Понятые удостоверяют процесс производства (составления схемы ДТП), содержание (проведение замеров, определения положения автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части дороги, фото и видео съемку) и результат (внесение достоверных данных в бланк схемы ДТП) процессуального действия.

    На практике должностные лица, осуществляющие производство на месте дорожно-транспортного происшествия (сотрудники ГИБДД, следователь, дознаватель), зачастую игнорируют требования пункта 111 Административного регламента МВД РФ.

    Не указывая в протоколе осмотра места происшествия и схеме сведений о документе, удостоверяющим личность лица, привлекаемого к участию в деле в качестве понятого, они ограничиваются, в лучшем случае, установлением личности по водительскому удостоверению.

    При этом в протокол (схему ДТП) сведения, о месте жительства понятого, вносят с его слов.

    Данная практика порочна и недопустима.

    В силу разного рода причин людям свойственно путать понятия «место регистрации» и «место проживания». Эти понятия нетождественны.

    Зачастую на роль понятых люди идут без особого желания.

    Участие в деле в качестве понятого сопряжено с временными затратами и порождает обязанность гражданина являться по повесткам в следственные органы и суд.

    Неисполнение данной обязанности влечет за собой наложение штрафа в отношении лица, уклоняющегося от вызова следователя (суда) и осуществлении принудительного привода гражданина в органы следствия (суда).

    При таких «привилегиях» нельзя исключить возможности умышленного искажения лицом, привлекаемым к делу в качестве понятого, сведений о его месте жительства.

    Единственным документом, удостоверяющим личность гражданина и, содержащим сведения о его месте регистрации по месту проживания, является паспорт гражданина РФ.

    Из сказанного выше следует, что именно сведения о паспорте в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе (схеме ДТП). Невыполнение данного требования может повлечь в дальнейшем ряд негативных последствий.

    Например, понятого невозможно вызвать для допроса в качестве свидетеля, что значительно затрудняет дальнейшее производство по делу и ограничивает доказательственную базу.

    Несоблюдение требований закона позволяет виновнику дорожно-транспортного происшествия и его защитнику опротестовать схему ДТП, выполненную с нарушением требований закона и признать ее недопустимым доказательством.

  4. Документируется с привлечением заинтересованных лиц, круг которых определяет должностное лицо, производящее осмотр места ДТП.

    К оформлению схемы ДТП привлекаются его участники и иные заинтересованные лица.

    При наступлении тяжких последствий, осмотр места происшествия и составление его схемы, производится с участием специалистов.

    Специалист это лицо, обладающее специальными познаниями в определенной области (автотехники, криминалистики, судебной медицины…)

    В качестве специалистов могут привлекаться сотрудники ГИБДД, эксперт – криминалист, специалист – автотехник.

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

    Сотрудники ГИБДД, следователи, дознаватели, упрощая процедуру оформления схемы ДТП, не принимают должных мер по установлению и привлечению заинтересованных лиц к составлению плана-схемы места происшествия.

    Такой подход можно условно назвать ограничительным.

    Часто схема ДТП составляется наскоро, с участием «не заинтересованных в исходе дела» и безразличных ко всему происходящему понятых.

    Водители транспортных средств – участники ДТП, находясь в состоянии стресса от пережитой аварии, не всегда способны объективно оценить сложившуюся обстановку.

    Таким образом, создается благодатная почва для разного рода злоупотреблений. Не следует недооценивать последствия ограничительного подхода при определении круга лиц, привлекаемых к участию для фиксации обстановки на месте ДТП.

    Также, к процедуре собирания сведений, подлежащих внесению в схему, наряду с водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия, должны привлекаться пешеходы и пассажиры транспортных средств, пострадавшие в результате аварии.

    Все они являются полноправными участниками происшествия.

    К числу заинтересованных лиц, не принимавших непосредственного участия в исследуемом нами событии, относятся собственники транспортных средств, работодатели, представители предприятий и организаций, имуществу которых причинен вред, представители дорожных служб.

    Для них событие ДТП может порождать права и обязанности. Заинтересованные лица могут реализовывать свои права через представителей и адвокатов.

Общим показателем эффективности действий каждого из лиц, участвующих в производстве по делу о ДТП, является степень его активности и инициативности.

Действия участников, привлеченных к составлению схемы происшествия, не должны сводиться к молчаливому присутствию и созерцанию ими происходящего.

Необходимо записывать результаты всех замеров, вносимых в схему, контролировать процесс осмотра места ДТП.

Действенным методом контроля, обеспечивающим полную и достоверную фиксацию обстановки на месте ДТП, является фотосъемка и видеозапись.

Если у Вас нет возможности произвести фото–видео фиксацию, можно нарисовать схему ДТП самостоятельно.

Неотъемлемым и обязательным атрибутом схемы, составленной на месте дорожно-транспортного происшествия, является наличие в ней подписей.

Схема подписывается должностным лицом, понятыми и всеми заинтересованными лицами, которые принимали участие в осмотре места происшествия.

 

На что следует обратить внимание при ознакомлении со схемой ДТП

Перед подписанием схемы ДТП необходимо ознакомиться с ее содержанием и обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Убедитесь в том, что схема составлена надлежащим образом и подписана должностным лицом (сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем).

  • Проверьте наличие подписей понятых, сведений о документах, удостоверяющих личности и места их жительства.

  • Обратите внимание на то, чтобы данные в схеме, соответствовали данным, которые были зафиксированы Вами в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

  • Если при ознакомлении со схемой места происшествия Вами будет выявлено несоответствие условиям, перечисленным в п.п. 1-3, необходимо в соответствующей графе написать « Со схемой не согласен», удостоверить несогласие и факт ознакомления подписью. В дальнейшем - оспорить схему ДТП.

  • При соответствии схемы п.п. 1-3 напишите: «Со схемой согласен», удостоверьте согласие и факт ознакомления своей подписью.

  • Сфотографируйте схему (при наличии возможности).

Предложенный порядок ознакомления и подписания схемы ДТП является наиболее целесообразным, так как позволяет избежать злоупотреблений и фальсификаций со стороны третьих лиц, ограничивает возможность внесения последующих изменений и дополнений в оригинал документа.

Иногда, при отсутствии необходимых условий, на месте происшествия рисуется черновик - образец схемы ДТП, который в последующем перечерчивается «набело».

При этом все требования, предъявляемые к схеме ДТП, должны быть неукоснительно соблюдены.

Черновик схемы ДТП приобщается к материалам дела.

Как оспорить вину в дорожно-транспортном происшествии

Порядок обжалования постановления ГИБДД

Возмещение ущерба при ДТП

От того, насколько правильно и полно составлена схема ДТП зависит успех в доказывании вины в процессе производства по гражданским и административным делам.

В заключение хочу отметить, что сведения, изложенные в настоящей статье, касающиеся вопросов о схеме ДТП, не носят исчерпывающий характер.

Если после ознакомления со статьей у Вас появятся дополнительные вопросы по схеме ДТП или Вам необходима будет наша помощь, заполните форму записи на бесплатную консультацию.

Комментарии  

#1 RE: Схема дорожно-транспо ртного происшествия (ДТП)Сергей В. 22.08.2014 09:03
Вчера попал в ДТП на своем а/м "Форд Фокус". Вызвали ГАИ, но они на месте аварии схему ДТП не составляли. Сегодня вызвали в ГАИ и там гаишники сказали, вернее потребовали подписать схему ДТП, но я отказался, т.к. не со всем был согласен. Пробыл там почти 4 часа, потом меня отпустили со словами, завтра все равно придешь и подпишешь, иначе хуже будет.
Посоветуйте, что делать в этой ситуации, может правда подписать эту схему ДТП, иначе дороже выйдет?
#2 Схема дорожно-транспо ртного происшествия (ДТП)Брингер А.Ю. 27.08.2014 06:24
Здравствуйте, Сергей В. В описанной Вами ситуации , не следует подписывать схему места ДТП, если Вы не присутствовали при ее составлении. Кроме того, в действиях сотрудников ГИБДД усматриваются нарушения порядка производства по делу о ДТП, в связи с чем Вам следует обжаловать их в установленном порядке.
#3 Схема дорожно-транспо ртного происшествия (ДТП)Виктор Николаевич 29.08.2014 06:49
Сергей, в жизни каждого из нас достаточно неприятностей и испытаний, поэтому не следует их создавать самому себе дополнительно. Никогда и ничего не подписывайте, если не согласны с сутью документа. В данном случае, гаишники "возвысились и зарвались". Напишите на них жалобу в органы Прокуратуры РФ по Вашему месту проживания.
#4 В ГАИ не дают сделать ксерокопию схемы ДТПLeon 22.09.2014 06:50
Доброго времени суток, у меня такой вопрос. В статье выше содержатся рекомендации сфотографироват ь схему ДТП. Но мне в ГАИ отказали сделать ксерокопию, сославшись на то, что копия выдается только по решению суда. Как теперь поступить? Копия схемы ДТП нудна для независимой экспертизы и для обращения к автоюристу за помощью.
#5 В ГАИ не дают сделать ксерокопию схемы ДТПВиктор Николаевич 29.09.2014 18:24
Leon , если Вы затрудняетесь и не можете добиться от должностного лица ГИБДД выдачи Вам копии схемы ДТП, обратитесь за помощью к адвокату, который оформит адвокатский запрос и истребует необходимый Вам документ.
#6 ГАИ не дают сделать ксерокопию схемы ДТПЛаргус 06.03.2015 22:14
Leon Вы по КоАП имеете право знакомиться с материалами дела, и при этом делать фотокопии. Ксерокопии документов вам выдавать действительно не обязаны. Если при устном обращении не дают дело- пишите заявление с просьбой ознакомиться- отказать не имеют права, но могут затянуть ответ- аж на месяц. А у вас всего 10 дней для обжалования. Ларгус
#7 ДТП без свиделейИгорь 12.09.2015 19:03
Как можно оспорить схему ДТП, в которой сотрудник полиции предположительн о обозначил направление движения автомобилей перед столкновением, с которыми я не согласен. Во второй машине люди погибли, свидетелей нет.
#8 ДТП без свиделей — ИгорьЛомакина Анна Викторовна 16.09.2015 04:47
Здравствуйте , Игорь.
Данной теме повещена статья на сайте.
Все зависит от того, где вы будете оспаривать
Предполагая, что дело находится в следствии, то в своем допросе укажите, что Вы не согласны со схемой и изложите подробно доводы.
При назначении судебной автотехнической экспертизы, которая скорее всего будет проводиться в рамках расследования, поставьте вопрос перед экспертом о том, соответствует ли указанное на схеме направление движения т/с механизму ДТП.
Поймите, Игорь давать рекомендации не имея перед глазами документов о ДТП неблагодарное занятие. По таким делам, обычно лучше обратиться за помощь. к профессионалам, у которых имеется возможность изучить обстоятельства ДТП.
#9 Схема ДТПЕлена I 11.04.2016 11:23
Здравствуйте
Попала в ДТП на МКАД с большегрузным автомобилем в 12 часов дня Водитель грузовика сделал фото и последовал к посту ДПС Я была не согласна с его уездом и выводом о виновнике в происшествии и вызвала на место ГАИ Прибывший экипаж не выходя из машины направил меня на пост ДПС Там инспектор составил постановление о моей виновности а в последствии протокол, т.к.я была не согласна
Вопрос: как инспектор определил виновного ссылаясь только на фото ? Схему о ДТП я в глаза не видела,и на месте ДТП она не составлялась
Водитель грузовика покинул место ДТП изначально,с чем я была не согласна
И как узнать имел ли права в это время суток большегруз находиться на МКАД ?
Есть ли шанс оспорить данное дело ?
За ранее благодарна Вам
#10 Схема ДТП — Елена IДТП-Право 14.04.2016 05:18
Здравствуйте, Елена.
Вопрос о том, как инспектор определил вину задан Вами не по адресу.
Выяснить это можно при обжаловании постановления по делу об административно м правонарушении, вызвав автора протокола и постановления в суд.
Если схема ДТП не составлялась, то налицо нарушение порядка оформления дорожно-транспо ртного происшествия, которое сознательно допустил сотрудник ДПС, находясь на месте аварии, а это уже повод для жалобы на незаконные действия сотрудника полиции.
Таким образом, рекомендуем Вам обжаловать как само постановление (в суд), так и незаконные действия сотрудника (в прокуратуру и управление собственной безопасности).
#11 страховая провела трассологию и говорит что ДТП не былоАНДРЕЙ 08.05.2016 05:55
Страховая компания провела трассологию и говорит что ДТП не было . Не могут одновременно образовываться и динамические и статические повреждения
#12 страховая провела трассологию и говорит что ДТП не было — АНДРЕЙДТП-Право 17.05.2016 07:24
Андрей, а в чем собственно вопрос?
#13 Оформление дтп без участия гибддАнвар 27.11.2016 05:51
У меня произошло дтп 19.10.16г. в 22:00, виновник не я я ехал по главной. Виновник со второстепенной поднимался на главную меня до конца не пропустил а по касательной зацепил мне заднюю правую дверь и содрал плассмаску с арки заднего колеса.машина 99. Сумма ущерба не большая в пределах 15тыс + моралка 5тыс. Не стали вызывать ГИБДД так как мне надо было выезжать на вахту. Пропускать нельзя билеты куплены, добиратся до работы 2 суток. Не успеешь прогул и увольнение. Так вот мы с виновником решили оформить без привлечения ГИБДД.можно самостоятельно это сделать, я слышал, что при ущербе при ДТП до 50тыс.
#14 Оформление дтп без участия гибдд — АнварДТП-Право 28.11.2016 10:44
Здравствуйте, Анвар.
Рекомендуем ознакомиться со статьями по теме Евро протокола, которые размещены на нашем сайте в свободном доступе.

У вас недостаточно прав для комментирования

Напишите в чат юристов