В этой статье мы разъясним порядок назначения и проведения экспертной оценки размера ущерба, применяемой в рамках правоотношений, вытекающих из договора ОСАГО. Предложенный вашему вниманию материал включает в себя ряд полезных рекомендаций, которые помогут участникам дорожно-транспортных происшествий взыскать со страховых компаний причитающееся им страховое возмещение в максимально полном размере.

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

Одним из способов определения размера ущерба, причиненного повреждением транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии (далее в статье - ДТП), является независимая техническая экспертиза по ОСАГО.

От того насколько квалифицированно и качественно эксперт выполнит свою работу, напрямую зависит и размер страхового возмещения, подлежащий выплате потерпевшему.

В настоящее время страховые компании крайне редко выплачивают страховку в размере ущерба, причитающегося по договору обязательного страхования (ОСАГО).

В подавляющем большинстве страховых случаев страховая выплата занижается в пределах от 30% до 60 % от суммы фактического ущерба. Таков, к сожалению, тренд.

Иногда эксперт, действующий по заданию страховой компании, при анализе материалов ДТП усматривает несоответствия, которые позволяют страховщику отказать потерпевшему в страховом возмещении.

Для того, чтобы не остаться с пустым карманом и разбитой машиной водителям, пострадавшим в ДТП, нужно внимательно изучить информацию, изложенную в настоящем материале.

Если же после ознакомления со статьей у гостей нашего сайта появятся дополнительные или уточняющие вопросы по процедуре назначения и проведения независимой технической экспертизы по ОСАГО либо вам потребуется наша бесплатная квалифицированная юридическая помощь, то мы рекомендуем обращаться в нашу службу правовой поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.

Юридическая помощь автомобилистам

 

Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО

К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относятся:

  • Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее в статье – Закон «Об ОСАГО»).

  • "Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (утв. Банком России 19.09.2014 № 433-П, далее в статье - Правила НТЭТС).

  • "Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (утв. Банком России 19.09.2014 № 432-П, далее в статье – Единая методика).

Участникам ДТП изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет никакого практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.

В статье 12.1 Закона «Об ОСАГО» содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее в статье - НТЭТС).

НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом - техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления автомототранспортного средства в до аварийное состояние.

Проводится она в целях установления:

  • обстоятельств причинения вреда транспортному средству,

  • повреждений транспортного средства и их причин,

  • технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта.

 

Когда назначается независимая техническая экспертиза

Данный вид экспертизы назначается для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты только по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.

Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:

  1. Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.

    Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.

  2. Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.

    При необходимости эксперт - техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона «Об ОСАГО».

На практике это выглядит следующим образом.

После ДТП потерпевший в установленном порядке обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате.

При этом обязанностью потерпевшего является предъявление страховщику поврежденного транспортного средства в пятидневный срок (рабочие дни) для осмотра и (или) проведения НТЭТС (п.10.ст.12 Закона «Об ОСАГО»).

Если по результатам осмотра поврежденного транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, у страховщика возникнут сомнения относительно обстоятельств ДТП, то в срок до 10 рабочих дней от момента подачи заявления о страховой выплате страховая компания имеет право осмотреть и (или) организовать за свой счет проведение НТЭТС транспортного средства виновника происшествия.

Независимая техническая экспертиза транспортного средства также назначается и проводится в случаях, когда между страховщиком и потерпевшим после совместного осмотра транспортного средства возникают противоречия в определении обстоятельств его повреждения и размере восстановительного ремонта.

Если страховая компания не осмотрела поврежденное транспортное средство потерпевшего и (или) не назначила проведение НТЭТС, то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться к эксперту-технику, поручив последнему выполнение исследования.

При необходимости независимая техническая экспертиза может быть назначена повторно. Например, при несогласии потерпевшего с выводами экспертного заключения.

В этом случае потерпевший вправе инициировать повторную НТЭТС. Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам, что и первичная, но ее выполнение поручается другому эксперту.

Закон «Об ОСАГО» и Правила НТЭТС предусматривают возможность проведения дополнительно независимой технической экспертизы.

Потребность в ее назначении появляется при возникновении дополнительных вопросов, требующих экспертной оценки.

Дополнительная НТЭТС проводится и в случаях вновь открывшихся обстоятельств ДТП, которые не могли быть изучены и оценены экспертом в первичном заключении.

 

Кто имеет право выполнять независимую техническую экспертизу

Во всех случаях проведение НТЭТС поручается эксперту-технику или специализированной экспертной организации, в штате которой имеется не менее одного аттестованного эксперта – техника.

Законодательство подробным образом регламентирует требования к лицам, имеющим право на выполнение независимых технических экспертиз по ОСАГО.

Для того, чтобы подтвердить полномочия эксперт должен предоставить заказчику и приложить к своему заключению документы, указанные в перечне:

  • диплом о профильном высшем образовании;

  • выписку из государственного реестра экспертов-техников;

  • копию протокола Межведомственной аттестационной комиссии о профессиональной аттестации;

  • сведения о повышении квалификации (в обязательном порядке каждые 5 лет).

Таким образом, если экспертиза выполнена лицом, не подтвердившим свои действительные полномочия, то ее можно признавать недопустимым доказательством.

Ни в досудебном порядке урегулирования спора, ни при рассмотрении дела в суде, такое заключение не будет иметь юридической силы.

 

Рекомендации потерпевшим при назначении независимой экспертизы

  1. При обращении к эксперту-технику с заявлением о проведении экспертизы проверьте его действующий статус.

    Если эксперт не может предоставить документы (см. перечень), то не тратьте зря время и деньги, обратитесь к другому эксперту.

  2. Если страховая выплата не соответствует фактическому размеру ущерба, то назначайте повторную НТЭТС, составляйте претензию и направляйте ее вместе с заверенной копией экспертного заключения в страховую компанию.

    Оригинал экспертизы может пригодиться для суда.

    Претензия по ДТП

    Оценка ущерба автомобиля после ДТП

  3. Если страховщик оставил претензию без удовлетворения, то подготовьте соответствующее обращение уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг и, в случае необходимости, в дальнейшем иск о взыскании суммы страховой выплаты и защите прав потребителя по договору ОСАГО.

    Доказательством размера причитающейся истцу страховой выплаты будет являться повторное заключение эксперта-техника, копия которого направлялась ранее с претензией страховщику.

    Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП

  4. Если при рассмотрении дела по предъявленному иску возникает необходимость в назначении судебной экспертизы, например, при оспаривании заключения страховщика о размере ущерба, то заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства.

    Определение размера страховой выплаты потерпевшему основывается на расчете стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с использованием Единой методики, которая подлежит обязательному применению судебным экспертом.

    Эта методика применяется всеми экспертами – техниками. Таким образом, если в первичной экспертизе, назначенной страховой компанией эксперт «намудрил», то судебный эксперт все расставит на свои места.

    Как оспорить независимую экспертизу по ДТП (дорожно-транспортному происшествию)

  5. Если в иске наряду со страховой компанией в качестве ответчика заявлен причинитель вреда - виновник ДТП, то потерпевшему необходимо основывать свои требования к нему на заключении оценщика, использующего при определении ущерба рыночный подход (а не Единую методику).

    Базы цен на запасные части и комплектующие изделия, применяемые при расчете по Единой методике, существенно разнятся с рыночными ценами.

    Эта разница, по понятным причинам, коррелирует не в пользу потерпевшего.

    Из сказанного следует, что для страховой компании назначается НТЭТС, а для виновника ДТП – оценка рыночной стоимости ущерба автомобиля.

    Взыскание ущерба с виновника ДТП

    Возмещение ущерба при ДТП

В заключение статьи хотелось бы обратить ваше внимание, что одной из основных целей, которую ставил перед собой ее автор, является адаптация читателя к правильному пониманию норм российского законодательства путем изложения материала в доступной для восприятия форме.

Более подробная информация по теме содержится в указанных в статье нормативно-правовых актах.

При необходимости в разъяснении вопросов, касающихся независимой технической экспертизы, обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.

Предлагаемая вашему вниманию статья содержит разъяснения широкого круга вопросов относительно целей назначения и проведения автотехнической экспертизы по делам ДТП с участием пешеходов, в статье приведен пример заключения автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода.

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Одним из наиболее сложных видов дорожно-транспортных происшествий, с точки зрения установления обстоятельств и определения виновного лица, является наезд на пешехода. Назначение автотехнической экспертизы при производстве по делу о наезде на пешехода, в большинстве случаев является обязательным условием расследования.

Определение степени виновности водителя - участника автодорожного происшествия с участием пешехода включает в себя поиски ответов на множество вопросов, большинство из которых относятся к компетенции экспертов различных областей знаний. В числе иных экспертиз, назначаемых в процессе дознания, проводится автотехническая экспертиза (АТЭ).

Автотехническая экспертиза при ДТП

Цель проведения названой экспертизы заключается в необходимости подробного анализа механизма дорожно-транспортного происшествия. Только эксперт – автотехник может ответить на вопрос: имел ли водитель – участник ДТП техническую возможность избежать наезда на пешехода, действуя в соответствии с требованиями норм ПДД РФ?

Расследование наезда на пешехода

 

Действия участников ДТП перед назначением автотехнической экспертизы

Для того, чтобы эксперт мог качественно выполнить исследование и ответить на все поставленные перед ним вопросы, ему должны быть предоставлены исходные данные. Основная задача следователя (дознавателя) заключается в установлении обстоятельств происшествия.

К сожалению, уровень профессиональной подготовки и отношения к исполнению непосредственных обязанностей со стороны должностных лиц следствия и суда, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому не стоит полагаться на случай или чью-то стороннюю волю.

На стадии дела, предшествующей назначению автотехнической экспертизы, от участников аварии требуется максимальная самоотдача и инициатива, которая может выражаться в следующих действиях.

  1. До вынесения постановления о назначении автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода ознакомьтесь с материалами дела.

    Для этого заявите письменное ходатайство. Не всегда такое ходатайство с первого раза может быть удовлетворено, но при грамотном юридическом обосновании, ни дознаватель, ни следователь, ни судья не смогут отказать в ваших требованиях.

  2. Ходатайствуйте о вашем дополнительном допросе.

    Как правило, первоначальные объяснения сторон ДТП недостаточно информативны. Эти объяснения принимают сотрудники ДПС, которые за редким исключением, имеют представления об исходных данных для АТЭ.

  3. При необходимости установления дополнительных сведений о месте происшествия, ходатайствуйте о проведении повторного осмотра, при котором составляется новая схема, уточняются величины размеров, показатели видимости и обзорности и прочее.

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Протокол осмотра места ДТП образец

  4. Требуйте проведения следственного эксперимента, если исходные данные для экспертизы невозможно получить иными средствами.

  5. В процессе ознакомления с постановлением о назначении автотехнической экспертизы проверьте соответствие исходных данных, указанных в постановлении с первоисточником.

    Если будут выявлены ошибки, требуйте их устранения, путем занесения замечаний в бланк протокола об ознакомлении лица с постановлением экспертизы.

  6. Привлекайте к участию в деле, защитников, из числа автоюристов, специализирующихся по делам о дорожных происшествиях с участием транспортных средств.

 

Пример заключения автотехнической экспертизы при наезде на пешехода

Краткие обстоятельства происшествия

24 июля 2014 года, около 08 часов 35 минут, в г.Н М-кой области, на автодороге «въезд в г. Н от автомагистрали Е-95», в районе АЗС “Приус”, автомобилем Мерседес Бенц, под управлением водителя М.А.П., двигавшегося со стороны автомагистрали Е-95 в направлении г. Н, был совершен наезд на пешехода К.К.И., пересекавшего проезжую часть, слева направо относительно направления движения автомобиля. В результате наезда пешеходу были причинены телесные повреждения.

Исходные данные

ДТП совершено: в светлое время суток, вне населенного пункта, левой боковой частью автомобиля Мерседес, в районе наружного зеркала заднего вида. Видимость не ограничена. Проезжая часть автодороги в месте происшествия с асфальтобетонным покрытием, горизонтального продольного профиля, шириной 15,2м, предназначена для движения в двух направлениях, сухая.

Автомобиль Мерседес технически исправен, без груза и пассажиров. Скорость движения – около 70?80 км/час, по показаниям водителя М.А.П.

На схеме места дорожно-транспортного происшествия зафиксировано место наезда на пешехода, обозначенное знаком (Х) и цифрой «2», расположенное на расстоянии 6,9м от правого в направлении движения автомобиля края проезжей части и 66,0 м от угла здания АЗС “Приус”.

Пешеход – мужчина, в возрасте 55 лет, в состоянии алкогольного опьянения, пересекал проезжую часть слева направо относительно направления движения автомобиля и с момента возобновления движения после остановки на линии 1.3 (1.7) горизонтальной дорожной разметки до места наезда преодолел расстояние около 1,0?1,3м, пятясь назад.

Следы торможения автомобиля отсутствуют.

Со слов водителя М.А.П., он управлял автомобилем Мерседес Бенц Вито, двигался в крайнем левом ряду, примерно в одном метре от двойной сплошной линии разметки, со скоростью около 70?80 км/ч, примерно в ста метрах впереди себя, с правой стороны он увидел мужчину в жёлтой жилетке, который производил сбор мусора. Мужчина начал перебегать проезжую часть дороги справа налево и остановился на двойной сплошной линии разметки, так как во встречном направлении двигались автомобили.

Когда до мужчины оставалось около 3-4 метров, пешеход начал пятиться назад, сделав около 3-4 шагов в сторону движения автомобиля. В этот момент при возникновении опасности он прибегнул к торможению, но наезда избежать не представилось возможным. Мужчина наткнулся на левую боковую часть его автомобиля, и удар пришёлся на левое зеркало заднего вида.

Со слов пешехода К.К.И., он 24.07.2014 г. находился на работе, занимаясь уборкой мусора на обочине вдоль проезжей части дороги. Обстоятельств происшествия не помнит.

Исходные данные приняты по определению о назначении исследования. При определении остальных исходных данных использованы материалы дела и справочно-нормативная литература:

Исследование

В данной дорожной ситуации, техническая возможность предотвратить наезд на пешехода, путём торможения, устанавливается сравнением расстояния (Sа), в том числе заданного, на котором автомобиль Мерседес находился от места наезда в момент возникновения опасности для движения, указанный в исходных данных, и остановочного пути этого автомобиля (So) в условиях места происшествия.

где: Sа и So - искомые величины, м;

t1 = 0,6 с, – нормативное время реакции водителя для данной дорожной ситуации;

t2 = 0,2 с, – время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля Мерседес при экстренном торможении;

t3 = 0,35 с, - время нарастания замедления автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;

j = 5,7 м/с2, - установившееся замедление автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;

Vа = 70?80 км/час, - заданная скорость движения автомобиля Мерседес;

Ly = 1,2м, - удаление от передней части автомобиля Мерседес до места удара;

Vn = 2,6?3,6 км/час, - скорость движения пешехода, по данным Ленинградской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз 1966 г.;

Sn = 1,0?1,3м, - заданное расстояние, которое преодолел пешеход К.К.И. с момента возникновения опасности для движения, указанного выше, до места наезда.

В условиях данного происшествия, Sa и So определяются равными, соответственно, значениям, приведенным в таблице.

 

Номер варианта Vа, км/час Vn, км/час Sп, м Sa, м So, м Техническая возможность
1. 70 2,6 1,0 25,7 52,02 не имел
2. 70 3,6 1,0 18,2 52,02 не имел
3. 70 2,6 1,3 33,8 52,02 не имел
4. 70 3,6 1,3 24,1 52,02 не имел
5. 80 2,6 1,0 29,6 64,85 не имел
6. 80 3,6 1,0 21,0 64,85 не имел
7. 80 2,6 1,3 38,8 64,85 не имел
8. 80 3,6 1,3 27,7 64,85 не имел

Как следует из таблицы, поскольку Sа меньше So, следовательно, во всех вариантах водитель автомобиля Мерседес М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля до линии движения пешехода.

Выводы

По заданным и принятым исходным данным, во всех вариантах водитель М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля Мерседес до линии движения пешехода.

На основании авотехнического заключения эксперта следователь (судья) при рассмотрении дела о наезде на пешехода делает вывод о невиновности водителя автомобиля Мерседес.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода. Полагаем, что понимание сути проблемы является ключом к ее правильному решению. При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

Ознакомившись с данной статьей, вы узнаете, как правильно произвести оценку ущерба, нанесенного автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия (далее в статье - ДТП). В предлагаемом вашему вниманию материале также изложены основные применяемые на практике способы оценки ущерба автомобилю при ДТП.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Определение размера материального ущерба, причиненного собственнику поврежденного транспортного средства, является приоритетной задачей, решаемой при производстве по делам о ДТП.

В одних случаях решение данной задачи должно осуществляться путем проведения экспертной оценки ущерба, нанесенного автомобилю в результате ДТП, в других – процедура оценки может быть упрощена.

С необходимостью определения размера материального ущерба, причиненного в ДТП от повреждения автомобилей и других видов транспортных средств, участники происшествия сталкиваются в 100 % случаев дорожных аварий.

Оценка ущерба автомобиля является «болевой точкой» в спорах по делам о возмещении ущерба от ДТП.

Для одной стороны – для потерпевших, размер ущерба из-за разбитого автомобиля всегда кажется чрезмерно заниженным.

Для другой стороны - для виновников ДТП, все наоборот: «муха превращена в слона».

Страховым компаниям и вовсе нет никакого дела ни до первых, ни до вторых: ведь у них, по вполне понятным причинам, просто отсутствует желание платить.

Поскольку деньги любят счет, то с ущербом придется разбираться детально.

Если после ознакомления с данной статьей у гостей нашего сайта появятся дополнительные или уточняющие вопросы относительно оценки ущерба, нанесенного автомобилю при ДТП либо вам потребуется бесплатная консультация по рассматриваемой теме, то мы рекомендуем обращаться в нашу службу правовой поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.

Юридическая помощь автомобилистам

Возмещение ущерба при ДТП

 

В каких случаях необходима оценка ущерба автомобиля

Оценка ущерба автомобиля необходима:

  • При рассмотрении заявления потерпевшего о страховой выплате.

  • При несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты определенной страховщиком и предъявлении претензии.

  • Для обоснования претензионных досудебных требований о возмещении ущерба от ДТП к виновнику происшествия.

  • Для предъявления иска в суд.

  • При назначении судебной экспертизы по иску о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии.

Процедуру оценки ущерба, причиненного транспортному средству в ДТП, в зависимости от ее целевого назначения, условно можно разделить на два вида:

  1. Оценка для целей, вытекающих из правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее в статье – Закон «Об ОСАГО»).

    Например, расчет страховой выплаты, оспаривание размера страхового возмещения, оценка для претензии к страховщику, назначение судебной оценочной экспертизы.

  2. Оценка ущерба в иных целях по «упрощенному порядку».

    Например, для предъявления претензии к виновнику аварии или лицу, ответственному за причиненный вред, при расчете суммы исковых требований и предъявлении иска в суд.

    Образец досудебной претензии виновнику ДТП

    Взыскание ущерба с виновника ДТП

Рассмотрим подробнее каждый из видов оценки ущерба.

 

Порядок оценки ущерба автомобиля по закону об ОСАГО

Оценка ущерба автомобиля после ДТП, проводимая в рамках правоотношений по договорам обязательного страхования, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона «Об ОСАГО».

В стандартной ситуации после определения виновного лица потерпевший обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Страховая компания в порядке и на условиях, предусмотренных законом «Об ОСАГО», определяет размер страховой выплаты в части расходов на восстановление поврежденного транспортного средства.

При этом не имеет значения способ оформления происшествия – Европротокол или общий порядок с участием уполномоченных сотрудников ГИБДД.

Как правильно заполнить европротокол

Европротокол (бланк и образец заполнения)

У потерпевшего впервые возникает необходимость проведения оценки ущерба автомобиля после ДТП в случае несогласия с размером причитающейся ему страховой выплаты, определенной страховщиком по результатам осмотра поврежденного транспортного средства.

При таких обстоятельствах потерпевший вправе настаивать на организации и проведении независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона «Об ОСАГО».

Расходы по проведению экспертизы несет в этом случае страховщик.

Независимая экспертиза после ДТП (автоэкспертиза)

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

Если размер страховой выплаты был определен страховой компанией по результатам осмотра и проведения независимой экспертизы (оценки), а потерпевший не согласен с ее размером, то он вправе оспорить заключение экспертизы путем проведения повторной независимой экспертизы (оценки).

Расходы на повторную экспертизу оплачивает потерпевший.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Страховая компания не платит по ОСАГО

В дальнейшем заключение повторной экспертизы - оценки поврежденного транспортного средства направляется потерпевшим с досудебной претензией в страховую организацию.

Претензия по ДТП

Образец претензии к страховой компании при ДТП

Оценка ущерба автомобиля после ДТП в рамках правоотношений, вытекающих из исполнения обязательств по договорам обязательного страхования, имеет свою специфику, определяемую статьей 12.1 Закона «Об ОСАГО».

Определенный законом порядок проведения независимой технической экспертизы заключается в следующем:

  • Предметом экспертизы в числе прочего является определение стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а так же применяемых при его ремонте способов и методов.

  • Для проведения независимой оценочной экспертизы применяются единые правила, установленные Центральным банком РФ: "Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (утв. Банком России 19.09.2014 №433-П).

  • Для целей проведения независимых экспертиз, в том числе и оценки ущерба автомобиля после ДТП в рамках ОСАГО, разработана и утверждена единая методика, по которой определяется величина расходов на восстановительный ремонт автомототранспортного средства.

  • Право на проведение независимых экспертиз предоставляется только экспертам-техникам – лицам, имеющим специальную профессиональную подготовку и включенных в единый реестр министерства юстиции России.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Закона «Об ОСАГО» соблюдение перечисленных требований является обязательным при назначении судебной экспертизы по иску о взыскании страховой выплаты и определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства (речь идет об иске к страховой компании).

Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП

Из сказанного выше следует, что выбирая эксперта для проведения оценки ущерба автомобиля необходимо удостовериться, что он имеет соответствующую аккредитацию в реестре Минюста России.

Также проверьте, чтобы заключение, выполненное экспертом- техником, было составлено с применением единой методики, установленной Центробанком России.

В противном случае, вы безвозвратно потеряете и время и деньги.

 

Упрощенный порядок оценки ущерба автомобиля после ДТП

Данный вид оценки применяется в целях, не связанных с исполнением требований, вытекающих из правоотношений ОСАГО.

Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ для расчета суммы ущерба, причиненного в связи с повреждением его транспортного средства.

Например, собственник поврежденного автомобиля может обратиться к любому профессиональному оценщику, который при помощи любой из имеющихся в его арсенале методик определит размер причиненного ущерба.

Распространенным способом, используемым для оценки ущерба транспортных средств, является составление сметы ремонтно-восстановительных работ.

Смета может быть составлена как в специализирующейся на ремонте автомототранспортных средств организации, так и самостоятельно потерпевшим.

Оценка–смета представляет собой расчет стоимости ремонтных работ, перечень заменяемых запасных, комплектующих частей и материалов, необходимых для восстановления автомобиля.

Для обоснования сметы используются любые доказательства, обосновывающие стоимость затрат (чеки, выписки, справки из автомагазинов и специализирующихся на торговле запасными частями и ремонте организаций).

Использование упрощенного порядка предполагает выполнение потерпевшим функций организатора (исполнителя) действий, направленных на определение ущерба, и существенно минимизирует финансовые затраты по оценке ущерба автомобилю, нанесенного ДТП.

Некачественный ремонт автомобиля по КАСКО и ОСАГО после ДТП

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО потерпевшему

В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее проводить, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Трасологическая экспертиза при ДТП

В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.

Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.

При столкновении между собой на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.

Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.

Исследование всей совокупности следов дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.

Изучение следов аварии в целях расследования ее причин и обстоятельств входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.

Если в ходе или после ознакомления с представленной информацией у гостей нашего сайта возникнут дополнительные или уточняющие вопросы либо вам потребуется бесплатная консультация по вопросам проведения трасологической экспертизы, то мы рекомендуем обратиться в нашу службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.

Юридическая помощь автомобилистам

 

Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП

Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.

Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.

Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.

Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.

Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшимся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.

Без следов не может быть никакой трасологии.

Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.

В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы можно выделить три группы вопросов.

Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:

  • к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?

  • какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?

  • принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?

  • возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?

Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:

  • являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия, частями конкретного транспортного средства?

  • не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортное средство?

Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:

  • принадлежат ли следы данному транспортному средству?

  • одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

  • данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?

Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.

Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.

  1. Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).

  2. Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).

  3. Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия, экспертным расчетам?

  4. Определить место наезда на пешехода (препятствие).

  5. Какова последовательность столкновения автомототранспортных средств?

  6. Какими частями автомототранспортных средств произошло контактное взаимодействие?

  7. Определить угол столкновения автомототранспортных средств?

  8. Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц находился за рулем автомобиля?

Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».

Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.

Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизму и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия

Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

 

Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП

Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако наиболее оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).

Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.

Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.

Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».

Независимая экспертиза после ДТП

Автотехническая экспертиза при ДТП

Дорожно-транспортная экспертиза

В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть достаточно сложной для восприятия.

Конечно же, все рекомендации носят сугубо общий характер.

Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.

Эта статья рассказывает о наиболее распространенных видах независимых автоэкспертиз, вы узнаете, в каких случаях и с какой целью назначается автоэкспертиза, также в статье сформулированы вопросы, которые она решает.

Независимая экспертиза после ДТП, автоэкспертиза

После дорожно-транспортного происшествия его участники не всегда едины в оценке причин, по которым оно произошло.

В этом случае, вопрос определения виновного лица переходит в область правового спора.

И даже, когда виновность в совершении ДТП ни кем не оспаривается, всегда возникает необходимость в определении размера, причиненного ущерба от повреждения транспортных средств.

Для решения подобного рода задач после дорожно-транспортного происшествия проводится независимая автоэкспертиза.

 

Виды независимой автоэкспертизы

В зависимости от целей и задач, решаемых в ходе производства по делам о дорожных авто происшествиях, различают следующие виды автоэкспертизы после ДТП:

  1. независимая автотехническая экспертиза;

  2. независимая транспортно-трасологическая экспертиза;

  3. независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза;

  4. независимая экспертиза технического состояния транспортного средства;

  5. независимая дорожно–транспортная экспертиза.

Любой из перечисленных видов автоэкспертизы после ДТП, может проводиться как в досудебном порядке, так и при рассмотрении дела судом (судебная экспертиза).

Общей задачей, которую призвана решать каждая автоэкспертиза после ДТП, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Вместе с тем, каждый из видов автоэкспертизы, исследуя определенные объекты и предметы, относящиеся к ДТП, дает ответы на круг вопросов, определяемых ее спецификой.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая автотехническая экспертиза назначается для решения следующих вопросов:

  • Какова скорость движения транспортного средства в момент происшествия.

  • Какова длина остановочного пути транспортного средства в условиях обстановки места ДТП.

  • Каково расстояние, преодолеваемое транспортным средством за время реакции его водителя, при определенной скорости движения.

  • Какие действия должны были совершить водители транспортных средств в данной дорожной обстановке в соответствии с техническими требованиями норм Правил дорожного движения РФ.

  • Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить столкновение ( наезд).

  • Соответствовала ли скорость движения, выбранная водителем транспортного средства, требованиям безопасности, установленным ПДД РФ ( при ДТП в темное время суток).

  • Какие действия водителей транспортных средств - участников ДТП не соответствуют техническим требованиям ПДД РФ и находятся в причинно - следственной связи с фактом дорожно – транспортного происшествия.

  • Соблюдал ли водитель транспортно средства безопасную дистанцию до транспортного средства, движущегося впереди него в попутном направлении.

  • Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния, обустройства и других особенностей дороги.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Независимая транспортно-трасологическая экспертиза разрешает следующие вопросы:

  • Каков угол и взаимное расположение транспортных средств относительно друг друга в момент их столкновения.

  • Где находится место столкновения транспортных средств.

  • Каково расположение транспортных средств относительно элементов проезжей части дороги в месте ДТП.

  • Каков механизм ДТП.

  • При столкновении трех и более транспортных средств : определить очередность их столкновения.

  • Определить: стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения.

  • Определить: стоял или двигался пешеход в момент в момент наезда на него транспортного средства.

  • Каково направление движения транспортного средства ( пешехода) в момент ДТП.

  • Где находится место наезда на пешехода.

  • Каков темп движения пешехода перед ДТП.

  • Чья версия из участников происшествия наиболее соответствует механизму и обстоятельствам ДТП.

  • Имел ли место физический контакт между транспортными средствами (пешеходом) при ДТП.

Основным объектом исследования транспортно-трасологической автоэкспертизы являются следы, зафиксированные на месте происшествия.

Трасологическая экспертиза при ДТП

 

Независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза

Данный вид автоэкспертизы проводится после ДТП в целях определения ущерба, причиненного транспортным средствам в результате дорожной аварии.

Основные вопросы могут формулироваться следующим образом:

  • Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта, причиненного автомобилю марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 ( с учетом износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов и без учета износа).

  • Каков размер (величина) утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.

  • Какова рыночная стоимость автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 на момент ДТП.

  • Какова рыночная стоимость ущерба, причиненного владельцу автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.

  • Целесообразен ли с экономической точки зрения ремонт автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.

  • Какова стоимость годных остатков поврежденного автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.

  • Какова стоимость восстановительного ремонта оспариваемой части повреждений, причиненных автомобилю марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 в ДТП от 12.12.2012 года.

Формулировки вопросов, выносимых на разрешение независимой оценочной автоэкспертизы после ДТП, могут меняться в зависимости от обстоятельств дела.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

 

Независимая экспертиза технического состояния транспортного средства

Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при назначении автоэкспертизы технического состояния автомототранспортных средств (АМТС) после ДТП, может быть представлен в следующем виде:

  • В каком техническом состоянии находится транспортное средство или его механизмы, узлы, детали, агрегаты.

  • Соответствует ли техническое состояние АМТС установленным техническим нормам и требованиям безопасности.

  • Какие обстоятельства, относящиеся к техническому состоянию АМТС, способствовали наступлению дорожно-транспортного происшествия.

  • Каковы причины возникновения технической неисправности (указывается конкретно, какой неисправности) механического транспортного средства.

  • В какой момент события – ДТП возникла техническая неисправность АМТС.

  • Находится ли техническая неисправность в причинно-следственной связи с дорожным происшествием с участием АМТС.

  • Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью обнаружить неисправность при наружном осмотре АМТС или в процессе его движения по дороге.

  • Каково влияние пневмовзрыва колеса АМТС на изменение траектории его движения в условиях дорожной обстановки.

  • Исправен ли был осветительный прибор, установленный на автомобиле (горела ли лампа накаливания в световом приборе).

  • Какова причина излома металлической части, детали АМТС: удар, дефект изготовления, усталость металла.

Приведенный выше перечень вопросов, не претендуя на полноту, дает возможность участниками происшествия понять суть задач, решаемых экспертизой технического состояния АМТС после ДТП.

Независимая дорожно – транспортная экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:

  • Соответствует ли обустройство дороги на месте происшествия установленным ГОСТам.

  • Имел ли водитель АМТС техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги.

  • Имеются ли обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой (отсутствие дорожных знаков и разметки, светофоров, их неправильная работа и др.), способствовавшие возникновению аварийной обстановке на месте происшествия.

  • Каково нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения (обработки дороги реагентом, устранения выбоины, разрытия и др.).

  • Соответствует ли выбоина на дорожном покрытии в месте ДТП установленным ГОСТам.

  • Мог ли дефект дорожного покрытия (разрытие, выбоина, загрязнение) способствовать наступлению дорожно-транспортного происшествия.

Как и предыдущие виды автоэкспертиз, независимая дорожно–транспортная экспертиза имеет свой предмет и методы, с помощью которых эксперты решают поставленные перед ними вопросы.

Дорожно-транспортная экспертиза

В заключение статьи отмечу, что исследования темы независимая экспертиза после ДТП (автоэкспертиза) будет продолжено на страницах нашего сайта.

Рамки одной статьи не позволяют освятить большое количество вопросов, с которыми сталкиваются участники ДТП.

В дальнейших статьях мы рассмотрим более подробно каждый из видов экспертиз.

Напишите в чат юристов