В этой статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся оформления и получения страховой выплаты в случае бесконтактного ДТП, а также исследуем его механизм и расскажем о видах.

Вы также найдете рекомендации участникам дорожно-транспортных происшествий о том, как правильно зафиксировать и оформить ДТП с бесконтактным механизмом, а также какими должны быть действия потерпевшего при спорах со страховой компанией о выплатах ОСАГО по страховым случаям – бесконтактным ДТП.

Какое ДТП является бесконтактным

Правила дорожного движения определяют дорожно-транспортное происшествие как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Бесконтактное ДТП

В бесконтактном ДТП всегда участвует одно или несколько транспортных средств.

При этом одному из них создается опасность для движения, которая запускает механизм дорожной аварии без физического взаимодействия с объектом (человеком, автомобилем, элементами инфраструктуры).

Вариантов такого типа дорожных ситуаций может быть несколько, но их следствием всегда является причинение вреда.

Опасное и противоправное поведение на дороге водителя, управляющего транспортным средством, пешехода, движущегося по проезжей части дороги, а иногда пассажира, неосмотрительно открывшего дверь автомобиля, «запускает» процесс ДТП.

Реагируя на опасность, другой участник дорожного движения, в целях предотвращения аварии, предпринимает меры, которые позволяют ему избежать контакта с источником опасности, но не предотвращают само ДТП.

В качестве примера такого типа происшествия может быть ситуация, в которой первый участник происшествия (нарушитель ПДД) своими противоправными действиями создает перманентную опасность для движения второго участника происшествия («первый потерпевший»), в результате чего последний, причиняет вред третьему лицу (условно «второй потерпевший»).

При этом действия нарушителя Правил дорожного движения являются первопричиной для возникновения и причинения вреда, обоим потерпевшим.

В такой конструкции первый потерпевший из-за действий виновника становится «заложником» созданной опасности и невольно причиняет вред второму потерпевшему.

Среди видов бесконтактных дорожно-транспортных происшествий выделяют:

  • наезд на препятствие (дерево, дорожный знак, световую опоры и пр.);

  • наезд на пешехода (движущегося или стоящего на дороге);

  • столкновение транспортных средств;

  • опрокидывание транспортного средства;

  • выпадение пассажира из транспортного средства;

  • падение на автомобиль груза, пешехода.

Разумеется, в сложных дорожных авариях возможны различные комбинации перечисленных видов взаимодействий.

Как получить возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия, в том числе и бесконтактного, понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих причины и последствия ДТП.

Этот механизм позволяет определить все стадии дорожного инцидента. Механизм ДТП - это его «паспорт».

Механизм бесконтактного ДТП имеет присущую ему специфику, которую любят часто использовать страховые мошенники. Поэтому любой такой страховой случай всегда попадает в поле зрения службы безопасности страховых компаний, вызывая у страховщиков подозрения.

Отказ в выплатах по ДТП с бесконтактным механизмом – это обычное явление в работе СК по ОСАГО и КАСКО.

Потерпевшие, не согласные с таким решением страховщиков, вынуждены добиваться страховых выплат в судебном порядке.

Для того, чтобы их усилия были не напрасными, а решение суда справедливым, важно доказать, что ущерб был причинен именно в результате наступления страхового случая – дорожно-транспортного происшествия и по вине нарушителя ПДД, создавшего основную опасность (первопричину аварии).

По правилам статьи 56 ГПК РФ истец должен доказать суду основания своих исковых требований. Без чёткого установления механизма бесконтактного ДТП и его анализа, выполнить требование указанной выше нормы невозможно.

Проанализируем механизм происшествия и его законные последствия на следующем примере.

Водитель т/с А., управляя технически исправным легковым автомобилем, при выполнении обгона большегрузного тягача - длинномера, двигавшегося в попутном с А. направлении, выехал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, по которой двигался автомобиль под управлением водителя Б. Не оценив дорожную ситуацию, а именно - расстояние до встречного автомобиля, водитель А., создал опасность для движения водителю Б. В соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, во избежание столкновения с автомобилем под управлением водителя А., водитель Б. вынужден был применить экстренное торможение и повернул рулевое колесо вправо.

В результате резкого торможения и предпринятого водителем Б. манёвра, его автомобиль выехал на обочину дороги и опрокинулся в кювет.

Все действия водителя Б., были направлены на предотвращение столкновения и избежание причинения вреда жизни и здоровью людей, также имущественного ущерба.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД после оформления ДТП и проведения дознания в группе разбора, пришли к выводу о вине водителя Б. в совершении опрокидывания транспортного средства.

Вина водителя А., не была доказана, так как он успел вернуться на свою полосу после обгона и столкновения не произошло.

Причиной опрокидывания автомобиля, по мнению сотрудников ДПС, явились действия водителя Б., предпринявшего маневр вправо. После обращения в страховую компанию водителю Б., было отказано в выплате страхового возмещения.

Фактическим потерпевшим в приведенном примере является водитель Б. Выводы сотрудников ГИБДД относительно причины происшествия, исключают возможность получения им выплаты по ОСАГО.

Почему такой оборот приняло дело?

Ответ на такой вопрос лежит в неправильном определении и оценке механизма рассматриваемого опрокидывания. Для устранения недостатков дознания, допущенных ГИБДД и опровержения ошибочных выводов о причине ДТП, потребуется назначение и проведение назначения специальных судебных экспертиз.

Трасологическая экспертиза ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП

Установление экспертами отсутствия технической возможности у водителей А. и Б. избежать столкновения транспортных средств путем снижения скорости, при точном и своевременном выполнении норм ПДД РФ, определение механизма бесконтактного ДТП и его анализ, позволит истцу – водителю Б., обосновать заявленные исковые требования, а суду, сделать вывод о наличии оснований, предусмотренных статьями 1064, 1079 ГК РФ и Законом РФ «Об ОСАГО», для привлечения ответчиков А. и страховой компании к гражданско-правовой ответственности.

Рекомендации по оформлению ДТП с бесконтактным механизмом

Правила дорожного движения в пунктах 2.6, 2.6.1 ПДД РФ в доступной форме повествуют о порядке действий при оформлении ДТП.

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Рассматриваемая категория аварий, в силу присущих ей особенностей, исключает использование водителями правил Европротокола, предусмотренных положениях статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Фиксация события и документирование аварии должно осуществляться только с участием сотрудников полиции.

Вне зависимости от тяжести последствий автоаварии, её участникам следует вызвать на место происшествия сотрудников ДПС ГИБДД.

Настоятельно рекомендуем не приступать к составлению схемы дорожно-транспортного происшествия и не убирать транспортные средства с дороги до прибытия полиции.

Не стоит заблуждаться относительно единства мнений при оценке водителями причин и обстоятельств дорожного инцидента.

Как правило, от него не остаётся ни следа, и оно меняется на противоположность, как только водители приезжают в ГИБДД для составления документом о ДТП. При бесконтактном ДТП полноценно составить и документировать происшествие могут только сотрудники ДПС.

От водителей требуется только заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого вместе с документами, выданными ГИБДД, должен быть направлен в страховую компанию.

Отсутствие правильно заполненного и подписанного участниками ДТП извещения о страховом случае – ДТП, является основанием к отказу в выплате страхового возмещения по ОСАГО.

Особое внимание участников происшествия должно быть уделено поиску доказательств, содержащих сведения о механизме и обстоятельствах происшествия.

К таковым относятся: очевидцы аварии, записи камер наблюдения, установленных вблизи места происшествия, данные видеорегистраторов, полученные от водителей и очевидцев.

Эти источники подлежат безотлагательному приобщению к материалам дела. Для этого в письменной форме составляется ходатайство и подается на рассмотрение должностному лицу ГИБДД, осуществляющему производство по делу.

Статья 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливает: все ходатайства по делу подлежат обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, осуществляющим производство.

Отказ в удовлетворении ходатайства оформляется в виде процессуального документа – определения, копия которого выдается заявителю.

По итогам рассмотрения дела в ГИБДД потерпевший участник бесконтактного дорожно-транспортного происшествия получает на руки процессуальные документы и предъявляет их с заявлением в страховую компанию.

При несогласии с постановлениями и решениями по делу об административном правонарушении, участники происшествия вправе их обжаловать в порядке, рассмотренном в этой статье.

Что делать при отказе в выплате страхового возмещения

Основания и порядок, по которым производится возмещение страхового вреда, рассмотрены подобно здесь.

Страховщик может не признать бесконтактное ДТП как страховой случай и отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения.

В таком случае потерпевшему нужно готовиться к судебной тяжбе.

Прежде чем обратиться в суд с иском к страховой компании, потерпевший обязан исполнить требования досудебной процедуры – составить мотивированную досудебную претензию и направить ее страховщику.

Правовое регулирование процедуры общения потерпевшего и страховщика по вопросам и спорам о возмещении вреда, урегулировано норами статьей 11,14.1,16.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Выполнение потерпевшим требований перечисленных норм является обязательным до обращения в суд с иском к страховой компании по ОСАГО.

Комментарии  

#1 RE: Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГОTitov 05.02.2019 09:13
Здравствуйте, уважаемые специалисты. Я двигался по второй полосе, дорога скользкая, вдруг в лобовую со встречки вылетает "Газель". Я стал уходить от столкновения, крутанул руль и вылетел на обочину. Автомобиль получил значительные повреждения.
Газель вернулась на свою полосу и остановилась.
Регистратора в машине нет, но есть свидетели из других машин, которые все это видели.
В ГАИ виновником признали меня, как не справившегося с управлением.
Водителю Газели выписали штраф за выезд на встречку.
Обращался к частному юристу (его контора рядом с ГАИ), который сказал, что раз на Газеле нет повреждений, то и доказать ничего нельзя.
Как мне взыскать деньги за ремонт с виновника. Возможно ли это? Буду благодарен за любую помощь!
Цитировать
#2 Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО — TitovБрингер А.Ю. 05.02.2019 16:10
Здравствуйте, Titov.
Доказывание вины в бесконтактном ДТП имеет свою специфику. Отсутствие следов на транспортном средстве виновника - водителя создавшего опасность для движения, является препятствием для назначения трасологической экспертизы. Вместе с тем, при наличии свидетельских показаний о механизме ДТП, после грамотного опроса очевидцев, можно воссоздать картину ДТП. Следует выяснить у свидетелей и участников происшествия все возможные сведения о действиях водителей -участников происшествия, установить скорости, направления, траектории движения т/с, расстояние между ними в момент создания опасности. Воспроизвести показания свидетелей и участников происшествия можно в ходе осмотра места происшествия с участием водителей. После того, как выше указанные данные будут установлены, потребуется проведение автотехнической экспертизы. По результатам экспертизы можно будет сделать вывод о виновности или невиновности каждого из водителей.
Рекомендуем обжаловать вынесенное в отношении Вас постановление и добиваться проведения расследования по факту ДТП.
Категорически не согласен с мнением частного юриста. Доказать вину можно, если таковая имела место, только по делу нужно работать профессионально и ответственно.
Цитировать
#3 RE: Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГОАлексей А 14.02.2019 09:44
Всем здравствуйте. Ехал по городу, я на главной, впереди нерегулируемый перекресток. Из переулка слева выскакивает Нива, я дернул руля вправо и влетел в дерево. Водитель Нивы даже не остановился, но у меня есть регистратор, на котором видно его номера и маневр, что он не пропустил помеху справа. Считается ли это, что он скрылся с места ДТП?
У меня только одно сомнение, я превысил скорость (так как дорога была пустая), было около 85 км/ч, будет ли это видно по регистратору?
Цитировать

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего законодательства РФ, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, а также действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности, поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

- Единый федеральный номер (пн.-пт. 9.00 - 23.00, сб.-вс. 10.00 - 21.00)

- Москва и область (пн.-пт. 9.00 - 23.00, сб.-вс. 10.00 - 21.00)

- С-Петербург и область (пн.-пт. 9.00 - 21.00. сб.-вс. 10.00 - 19.00)

Присоединяйтесь!