В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее проводить, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.
Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.
При столкновении между собой на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.
Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.
Исследование всей совокупности следов дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.
Изучение следов аварии в целях расследования ее причин и обстоятельств входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.
Если в ходе или после ознакомления с представленной информацией у гостей нашего сайта возникнут дополнительные или уточняющие вопросы либо вам потребуется бесплатная консультация по вопросам проведения трасологической экспертизы, то мы рекомендуем обратиться в нашу службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.
Все подробности читайте:
Юридическая помощь автомобилистам
Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП
Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.
Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.
Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.
Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.
Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшимся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.
Статьи в помощь:
Осмотр места происшествия при ДТП
Протокол осмотра места ДТП образец
Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.
Без следов не может быть никакой трасологии.
Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.
В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы можно выделить три группы вопросов.
Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:
-
к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?
-
какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?
-
принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?
-
возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?
Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:
-
являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия, частями конкретного транспортного средства?
-
не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортное средство?
Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:
-
принадлежат ли следы данному транспортному средству?
-
одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
-
данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?
Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.
Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.
-
Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).
-
Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).
-
Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия, экспертным расчетам?
-
Определить место наезда на пешехода (препятствие).
-
Какова последовательность столкновения автомототранспортных средств?
-
Какими частями автомототранспортных средств произошло контактное взаимодействие?
-
Определить угол столкновения автомототранспортных средств?
-
Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц находился за рулем автомобиля?
Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».
Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.
Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизму и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия
Читайте также:
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП
Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако наиболее оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).
Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.
Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья в помощь:
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.
Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».
Статьи в помощь:
Независимая экспертиза после ДТП
Автотехническая экспертиза при ДТП
Дорожно-транспортная экспертиза
В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть достаточно сложной для восприятия.
Конечно же, все рекомендации носят сугубо общий характер.
Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.
Комментарии
Во вторую очередь у меня есть вопрос. Я владелец иномарки, недавно попал в ДТП, т.к. машина с АБС, то тормозного пути нет. В ходе разбирательства и изменением вторым участником своих первоначальных показаний планируется проведение независимой трасологической экспертизы ДТП. Примет ли суд экспертизу, проведенную программами (например, AR PRO 8, PC Crassh 7.0) о расчете скорости моего а/м по разрушению кузова или вы порекомендуете мне с этим не связываться.
Заранее благодарен.
По закону любая экспертиза, проводимая по делу об административно м правонарушении должна проводиться , условно говоря, бесплатно. Что не исключает проведение экспертизы за счет стороны. Расходы оплачивать должен бюджет, однако на практике судьи часто задают вопрос о том, будет ли лицо, заявившее ходатайство оплачивать экспертизу.
Рекомендуем заявлять ходатайство в котором указать, что оплату услуг эксперта возложить на бюджет.
Отказ СК в выплате по указанному основанию порождает гражданско-прав овой спор, который решается в судебном порядке.
Что делать?
1. Ознакомьтесь с заключением эксперта о причинах и механизме образования повреждений на Вашем авто.
2. Собирайте документы и готовьте иск о взыскании сумм страховой выплаты и защите прав потребителя по договору КАСКО.
3. Перед обращением в суд в письменной форме заявите претензию к страховщику ( см. статью на сайте)
4 Обращайтесь в суд, назначайте трасологическую экспертизы и доказывайте состоятельность своих требований.
Удачи Вам.
Вам следует безотлагательно составить ходатайство о назначении трасологической экспертизы и предъявить его дознавателю.
На Вашем авто должны иметься следы от контакта с авто, которое выехала на полосу по которой Вы двигались. Эксперт - трасолог сопоставит повреждения на обоих т/с и расставит все точки в механизме ДТП.
Разделяем Ваше негодование, но в чем вопрос?
Альберт, все вопросы, которые Вы задаете, появились из-за того, что дознаватель нарушил кое-какие процессуальные нормы, при производстве по делу.
Если постановление от 14.11. 16 г., было отменено, то почему Вас не привлекли к участию при рассмотрении жалобы на основании которой постановление отменили, почему не выдали копию решения об отмене постановления, которое кстати Вы, как потерпевший могли обжаловать???
Далее, если по делу назначается экспертиза, то дознаватель обязан был вынести определения о её назначении и ознакомить Вас с ним. Из этого определения Вам бы стало известно какая это экспертиза, какие вопросы поставлены перед экспертом, в каком экспертном учреждении назначено проведение экспертизы, какой срок экспертизы и прочее...
Что делать?
Идите к дознавателю, заявляйте ходатайство об ознакомлении с материалами дела, копируйте их и знакомьтесь, после чего у Вас не останется никаких вопросов, но не факт, что не появятся новые вопросы...
Поврежденный автомобиль до окончания административно го расследования и выполнения процедуры осмотра транспортного средства страховщиком, не ремонтируйте.
Очень много вопросов.
Вы можете отказаться от всего, если Вас не интересует результат по делу о повреждении Вашего авто.
Не понятен вопрос о судебном разбирательстве , кто с кем и о чем будут разбираться ?
Относительно обжалования решения экспертной организации - заключение эксперта не подлежит обжалованию, оно может лишь быть опровергнуто, путем проведения повторной или дополнительной экспертизы.
И еще, экспертиза по делу об административно м правонарушении не должна проводиться за счет средств участников ДТП. Если дознаватель назначает экспертизу, то он обязан ознакомить Вас с определением о ее назначении. Вы вправе приобщить к материалам дела фотографии, путем составления письменного ходатайства. Оснований для отказа в его удовлетворении у дознавателя не будет.
Относительно возможности установить причастность автомобиля к ДТП - да, возможно, если имеются следы столкновения (деформации) на транспорте или хотя бы хорошие фотографии поврежденных элементов автомобилей.
Если автомобиль отремонтирован, то следов нет, а значит нет и возможности доказать причастность транспортного средства к ДТП.
и маленьком расстоянии между нашими авто расхлебенилась вовсе и соответственно маз прочесал водительскую дверь распахнув ее, а долго ее коверкав всей длиной своей платформы в конце вообще ее выгнул немного вперед, повредив заодно при этом и крыло. Впереди через 30 метров был пешеходный переход, на котором водитель маза остановился, а потом поехал дальше. Мои звуковые сигналы при этом проигнорировав. Звоню в гаи, через энное время приезжает дознаватель замеряет положение моего автоприоткрыта но не замеряет ширину всей дороги, разметка вообще отсутствует! Через время находят этот маз, который уже далеко, только через двое суток его предоставили для осмотра (естественно уже в другом месте, а не на месте дтп). Дознаватель поковырявшись в моем замке и осмотрев петлю ~ делает заключение что я открыла дверь в момент когда на уровне водит.двери уже ехал маз!!!! (Крючек немного внутри обшивки поменял положение,петля цела) Те виновата я п.12.7 пдд. То что второй участник скрылся вообще ерунда ~ он не видел и не слышал моих сигналов! Те ему никакой ответственности , а мне штраф и ремонт за свой счет. Я подала хадатайство о проведении трасологической экспертизы в рамках данного адм.дела. Вопрос ~ какие вопросы мне необходимо внести на рассмотрение? Если все-таки эксперт даст заключение что дверь была открыта или приоткрыта, те в итоге признают мою вину, может ли хозяин маза подать на меня в суд об упушенной выгоде и возмещении каких-то убытков (тк трал постоянно работает на перевозах) и чтоб вернуть на место экскаватор и вести его обратно для предоставления на экспертизу тоже им понесутся расходы. Или это его проблемы?
Я не знаю, какие объяснения Вы написали в ГИБДД по поводу случившегося ДТП, но для того, чтобы Вас признали виновной в нарушении п. 12.7 ПДД РФ нужны доказательства или признание вины.
С одной стороны Вы что-то допускаете, а с другой задаете вопросы по оспариванию??? Оставьте женскую логику и посмотрите на вещи реально.
Если оспаривать, то дверь была в закрытом состоянии или на фиксаторе замка. Исходя из этого вопрос трасологу: - Определить в каком положении (открытом или закрытом на замок или фиксатор)находи лась дверь автомобиля марки , гос. номер, принадлежащему ФИО?
Организация экспертизы - это проблема ГИБДД.
Если Ваша вина будет доказана, то требования собственника трала могут быть и по упущенной выгоде, которую еще нужно доказать...
По- хорошему, водителя трала можно наказать за оставление места ДТП. Если ГИБДД "закрывает глаза" на такое нарушение, то обжалуйте их действия в Прокуратуру, там полицейским напомнят об их обязанностях.
Возможность проведения экспертного исследования определяется совокупностью различных факторов в том числе и наличия данных, необходимых для исследования. В зависимости от вопросов, которые выносятся на экспертизу, требуются и исходные данные. В любом случае, я бы посоветовал Вам, предварительно проконсультиров аться с экспертом.
Для того, чтобы консультация была обстоятельной, захватите с собой копии всего материала о ДТП. Эксперт, ознакомившись с документами сможет конкретно ответить на Ваши вопросы.
Судя по всему без суда Вам не обойтись.
Проблема имеет несколько способов решения, но в конечном счёте взыскивать страховое возмещение придётся в судебном порядке.
Рекомендую:
1. Обратитесь в страховую с заявлением о выдаче копии заключения трасологической экспертизы.
2. После изучения заключения - составьте претензию, в которой изложите Вашу точку зрения и направьте её страховщику (подробности читайте в статье на сайте)
3. Если требования изложенные в претензии не будут выполнены страховой компанией, то обращайтесь в суд.
О том, как правильно составить претензию и предъявить иск, подробно изложено в статьях на нашем сайте.
При доказывании оснований иска, Вам потребуется в суде назначать судебную трасологическую экспертизу по вопросу соответствия повреждений Вашего автомобиля механизму ДТП. Подробности того, как назначать такую экспертизу, также рассмотрены в статье размещенной на сайте.
Ситуация моя описана выше и ответ получен исчерпывающий, но время идет и назревают новые вопросы.
ДТП произошло 24.04.2017г. - возбуждено адм. дело, трассологич. экспертиза была проведена 16.05.2017г. ГИБДД выносит определение, в котором продлевает срок адм. расследования до 24.06.2017г., после чего никаких "новостей" от ГИБДД не поступало. Логично, что заключение эксперта (на сегодняшний день - 12.07.2017г.) не готово и адм. дело "списано в архив". У меня полис ОСАГО (оформлен до 28.04.2017г.). Ситуация уже затягивается. Какие должны быть мои следующие действия? Нужно ли мне на данном этапе обращаться в страховую компанию или это целесообразнее сделать после получения документов от ГИБДД (с приложением трасс. экспертизы)? Можно ли как то форсировать события?
Вам, прежде всего, следует получить копию определения о назначении экспертизы. В этом документе указано учреждение и срок проведения экспертизы. Если исследование не проведено в указанный срок, то административно е расследование продлевается.
В случае, когда срок АР истек, Вам надлежит дождаться заключения экспертизы, забрать в ГИБДД все документы, необходимые для обращения в страховую компанию и только после этого обращаться за страховой выплатой.
Если в документах ГИБДД не будет установлена вина в ДТП, то процесс возмещения ущерба переходит уже в судебную плоскость. Вину, а значит и право на страховую выплату, следует доказывать в гражданском процессе.
А какое это имеет значение - разворачивался или перестраивался? . В том и другом случае водитель выполнял маневр, а вы двигались, если я правильно понимаю, без изменения направления. Маневр должен быть безопасным и не создавать помех другим участникам дорожного движения, имеющим преимущество.
Трасология проводится по следам. Фотографии тоже идут в ход, но не всегда фотоснимки информативны, поэтому эксперту желательно осмотреть "живые" следы.
При несогласии со схемой ДТП, вы должны подробно указать с чем Вы не согласны и обосновать свою позицию. Достаточно подробно на вопросы по схеме ДТП разъяснено в статьях, посвященных схеме. Рекомендую ознакомиться, они в разделе Документы ДТП.
Если Вы хотите обжаловать постановление, вынесенное в отношении водителя №1, то предметом обжалования будет само нарушение, допущенное этим водителем, а не действия второго участника ДТП.
Если Вы считаете, что водитель №2 нарушил ПДД - скоростной режим, то следует доказывать его вину. Обычно это делается в гражданском процессе, при рассмотрения иска участника ДТП №1 к участнику ДТП №2.
В Вашем случае назначается не трасологическая , а автотехническая экспертиза (подробности в статье на сайте). Вопрос:
- какова величина скорости движения автомобиля №2 до столкновения с автомобилем №1 ?
- находятся ли действия водителя №2 в причинной связи с ДТП с технической точки зрения?
Еще один способ - написать жалобу на бездействия сотрудника ГИБДД, по не привлечении к ответственности водителя № 2 , нарушившего скоростной режим. Жалоба направляется вышестоящему руководству, в порядке подчиненности.
Что касается Вашего намерения заявить ходатайство о проведении трасологической экспертизы.
Во-первых, эта экспертиза должна быть комплексной (автотехническо й и трасологической).
Во-вторых, можно порекомендовать следующие вопросы и задачи для этой экспертизы:
- Определить механизм ДТП;
- Определить место наезда на пешехода;
- Определить скорость движения автомобиля (при наличии следов торможения);
- Располагал ли водитель автомобиля технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в обстоятельствах , указанных в постановлении о назначении экспертизы?
Вопросы, касающиеся правомерности действий пешехода и водителя, перед экспертом не ставится, так как это не его компетенция.
Вопросов можно было бы сформулировать и больше, но, как Вы понимаете, для этого нужно ознакомиться с первичными материалами дела : схемой места ДТП, протоколом осмотра места происшествия, протоколом осмотра транспортного средства, объяснениями водителя и потерпевшей.
Если возбуждено уголовное дело, то у Вас должен быть защитник - адвокат.
Все вопросы, относящиеся к тактике защиты, Вам следует координировать с ним.
Если дело не возбуждено, то я бы рекомендовал привлечь к участию в деле адвоката, в качестве консультанта. Желательно, чтобы таким лицом быть юрист, специализирующи йся по делам о ДТП.
К сожалению, более подробная консультация требует знания материалов о ДТП, без которого я не могу Вам что-либо посоветовать.