В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее проводить, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.
Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.
При столкновении между собой на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.
Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.
Исследование всей совокупности следов дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.
Изучение следов аварии в целях расследования ее причин и обстоятельств входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.
Если в ходе или после ознакомления с представленной информацией у гостей нашего сайта возникнут дополнительные или уточняющие вопросы либо вам потребуется бесплатная консультация по вопросам проведения трасологической экспертизы, то мы рекомендуем обратиться в нашу службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.
Все подробности читайте:
Юридическая помощь автомобилистам
Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП
Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.
Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.
Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.
Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.
Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшимся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.
Статьи в помощь:
Осмотр места происшествия при ДТП
Протокол осмотра места ДТП образец
Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.
Без следов не может быть никакой трасологии.
Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.
В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы можно выделить три группы вопросов.
Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:
-
к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?
-
какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?
-
принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?
-
возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?
Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:
-
являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия, частями конкретного транспортного средства?
-
не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортное средство?
Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:
-
принадлежат ли следы данному транспортному средству?
-
одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
-
данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?
Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.
Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.
-
Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).
-
Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).
-
Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия, экспертным расчетам?
-
Определить место наезда на пешехода (препятствие).
-
Какова последовательность столкновения автомототранспортных средств?
-
Какими частями автомототранспортных средств произошло контактное взаимодействие?
-
Определить угол столкновения автомототранспортных средств?
-
Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц находился за рулем автомобиля?
Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».
Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.
Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизму и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия
Читайте также:
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП
Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако наиболее оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).
Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.
Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья в помощь:
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.
Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».
Статьи в помощь:
Независимая экспертиза после ДТП
Автотехническая экспертиза при ДТП
Дорожно-транспортная экспертиза
В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть достаточно сложной для восприятия.
Конечно же, все рекомендации носят сугубо общий характер.
Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.