Прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно нарисовать и правильно оформить схему места автопроисшествия.
От момента дорожного происшествия до прибытия на его место сотрудников ГИБДД в условиях городских пробок и заторов проходят часы.
За это время безвозвратно теряются следы происшествия, имеющие важное значение для определения обстоятельств аварии и установления виновного лица.
Как избежать неблагоприятных последствий в данной ситуации? Составьте самостоятельно схему места происшествия.
В предусмотренных законом случаях водители, причастные к аварии, вправе самостоятельно составить схему места происшествия, а в последующем оформить ДТП в подразделении ГИБДД (статья 2.6 ПДД РФ).
Также, действующее законодательство предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных лиц ГИБДД по правилам так называемого «Европротокола», а также в иных случаях, определенных ПДД РФ.
Подробности читайте в статьях:
Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП
Как правильно оформить ДТП по Европротоколу
Европротокол (бланк и образец заполнения)
При этом водители транспортных средств – участники аварии должны самостоятельно нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Чтобы правильно нарисовать схему происшествия, его участникам необходимо вооружиться соответствующими знаниями.
Для более полного и доступного понимания материала, изложенного ниже, предлагаем обратиться к следующей статье:
Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП
-
Выберите масштаб схемы.
Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.
Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.
-
Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.
При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.
Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.
При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.
-
Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.
Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.
При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.
-
Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.
Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.
Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».
Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.
-
Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.
В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.
«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.
Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.
Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.
Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.
Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.
Результаты замеров заносятся в схему.
Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».
Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.
В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.
Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».
-
Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.
Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.
Результаты замеров отражаются в схеме.
При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.
Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.
Подробности читайте в статьях:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
-
При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.
Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.
После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).
Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).
Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.
Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.
Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».
В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.
Подробности читайте в статьях:
-
В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.
Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.
-
Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.
-
На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.
Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.
Подробности читайте в статьях:
Осмотр места происшествия при ДТП
Протокол осмотра места ДТП (образец)
В заключении хочу обратить внимание наших читателей на то, что схема дорожно — транспортного происшествия составляется в соответствии с установленным законом требованиями и порядком.
Подробности читайте в статьях:
Сервис полный отстой! 🤬 Составление схемы ДТП заняло вечность, интерфейс кривой, вообще неинтуитивный! 🤮 В итоге пришлось самому дорисовывать. Никому не рекомендую… 💔