В настоящей статье мы дадим практические советы, которые помогут участникам дорожно-транспортного происшествия реализовать свои права и позволят избежать распространенных ошибок, допускаемых ими при оформлении схемы ДТП.
Любое дорожно-транспортное происшествие влечет за собой необходимость его документирования в установленном законом порядке.
Основным документом, который составляется на месте происшествия, является схема ДТП.
Несоблюдение требований закона касающихся данного документа влечет его недействительность.
Под схемой дорожно-транспортного происшествия (ДТП) понимается графическое отображение плана местности, дорожной обстановки, транспортных средств, следов и предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.
Являясь основополагающим доказательством, схема происшествия включает в себя ряд исходных данных, без которых производство по делу невозможно.
Данный источник доказательств должен соответствовать критериям информативности и объективности, то есть содержать в себе максимально полные и достоверные сведения о картине на месте дорожно-транспортного происшествия.
Закон устанавливает ряд требований к форме, содержанию и порядку составления исследуемого нами документа.
Рекомендации по составлению cхемы ДТП
Как показывает практика, лицам, принимающим участие в составлении схемы происшествия, следует знать:
-
Зарисовывается схема на специальном бланке.
Бланк схемы ДТП утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации, исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее Административный Регламент МВД РФ).
-
Составляется и подписывается должностным лицом, в производстве которого находится дело о ДТП.
Являясь приложением к протоколу осмотра места происшествия, схема составляется сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили тяжкие последствия — кому-либо из его участников причинен вред жизни и (или) здоровью, схему ДТП составляет дежурный следователь (дознаватель) прибывший на место происшествия в составе следственно-оперативной группы.
Схема, составленная участниками происшествия, не может заменить собою схему, которую оформляет должностное лицо (сотрудник ГИБДД, следователь, дознаватель), в соответствии с возложенными на него законом полномочиями.
Участник ДТП не является лицом, осуществляющим производство по делу.
Не стоит терять времени на составление дублирующих схем ДТП в режиме онлайн.
Для зарисовки схемы, ее составителю достаточно иметь лист бумаги и авторучку.
-
Оформляется с участием понятых.
При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия присутствуют понятые, привлекаемые сотрудником ГИБДД, следователем (дознавателем) в порядке, предусмотренном законом. Процессуальный статус понятых, их права и обязанности определены в нормах Кодекса РФ об административных правонарушений (статья 25.7), Административного Регламента МВД РФ (пункт 111),Уголовно- процессуального кодекса РФ (статья 60).
Исходя из анализа перечисленных выше норм закона понятой — это лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, не заинтересованное в конечном результате по делу.
Максимальное число понятых не регламентировано законом, однако их должно быть не менее двух.
Понятые удостоверяют процесс производства (составления схемы ДТП), содержание (проведение замеров, определения положения автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части дороги, фото и видео съемку) и результат (внесение достоверных данных в бланк схемы ДТП) процессуального действия.
На практике должностные лица, осуществляющие производство на месте дорожно-транспортного происшествия (сотрудники ГИБДД, следователь, дознаватель), зачастую игнорируют требования пункта 111 Административного регламента МВД РФ.
Не указывая в протоколе осмотра места происшествия и схеме сведений о документе, удостоверяющим личность лица, привлекаемого к участию в деле в качестве понятого, они ограничиваются, в лучшем случае, установлением личности по водительскому удостоверению.
При этом в протокол (схему ДТП) сведения, о месте жительства понятого, вносят с его слов.
Данная практика порочна и недопустима.
В силу разного рода причин людям свойственно путать понятия «место регистрации» и «место проживания». Эти понятия нетождественны.
Зачастую на роль понятых люди идут без особого желания.
Участие в деле в качестве понятого сопряжено с временными затратами и порождает обязанность гражданина являться по повесткам в следственные органы и суд.
Неисполнение данной обязанности влечет за собой наложение штрафа в отношении лица, уклоняющегося от вызова следователя (суда) и осуществлении принудительного привода гражданина в органы следствия (суда).
При таких «привилегиях» нельзя исключить возможности умышленного искажения лицом, привлекаемым к делу в качестве понятого, сведений о его месте жительства.
Единственным документом, удостоверяющим личность гражданина и, содержащим сведения о его месте регистрации по месту проживания, является паспорт гражданина РФ.
Из сказанного выше следует, что именно сведения о паспорте в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе (схеме ДТП). Невыполнение данного требования может повлечь в дальнейшем ряд негативных последствий.
Например, понятого невозможно вызвать для допроса в качестве свидетеля, что значительно затрудняет дальнейшее производство по делу и ограничивает доказательственную базу.
Несоблюдение требований закона позволяет виновнику дорожно-транспортного происшествия и его защитнику опротестовать схему ДТП, выполненную с нарушением требований закона и признать ее недопустимым доказательством.
-
Документируется с привлечением заинтересованных лиц, круг которых определяет должностное лицо, производящее осмотр места ДТП.
К оформлению схемы ДТП привлекаются его участники и иные заинтересованные лица.
При наступлении тяжких последствий, осмотр места происшествия и составление его схемы, производится с участием специалистов.
Специалист это лицо, обладающее специальными познаниями в определенной области (автотехники, криминалистики, судебной медицины…)
В качестве специалистов могут привлекаться сотрудники ГИБДД, эксперт – криминалист, специалист – автотехник.
Подробности в статьях:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
Сотрудники ГИБДД, следователи, дознаватели, упрощая процедуру оформления схемы ДТП, не принимают должных мер по установлению и привлечению заинтересованных лиц к составлению плана-схемы места происшествия.
Такой подход можно условно назвать ограничительным.
Часто схема ДТП составляется наскоро, с участием «не заинтересованных в исходе дела» и безразличных ко всему происходящему понятых.
Водители транспортных средств – участники ДТП, находясь в состоянии стресса от пережитой аварии, не всегда способны объективно оценить сложившуюся обстановку.
Таким образом, создается благодатная почва для разного рода злоупотреблений. Не следует недооценивать последствия ограничительного подхода при определении круга лиц, привлекаемых к участию для фиксации обстановки на месте ДТП.
Также, к процедуре собирания сведений, подлежащих внесению в схему, наряду с водителями — участниками дорожно-транспортного происшествия, должны привлекаться пешеходы и пассажиры транспортных средств, пострадавшие в результате аварии.
Все они являются полноправными участниками происшествия.
К числу заинтересованных лиц, не принимавших непосредственного участия в исследуемом нами событии, относятся собственники транспортных средств, работодатели, представители предприятий и организаций, имуществу которых причинен вред, представители дорожных служб.
Для них событие ДТП может порождать права и обязанности. Заинтересованные лица могут реализовывать свои права через представителей и адвокатов.
Общим показателем эффективности действий каждого из лиц, участвующих в производстве по делу о ДТП, является степень его активности и инициативности.
Действия участников, привлеченных к составлению схемы происшествия, не должны сводиться к молчаливому присутствию и созерцанию ими происходящего.
Необходимо записывать результаты всех замеров, вносимых в схему, контролировать процесс осмотра места ДТП.
Действенным методом контроля, обеспечивающим полную и достоверную фиксацию обстановки на месте ДТП, является фотосъемка и видеозапись.
Если у Вас нет возможности произвести фото–видео фиксацию, можно нарисовать схему ДТП самостоятельно.
Неотъемлемым и обязательным атрибутом схемы, составленной на месте дорожно-транспортного происшествия, является наличие в ней подписей.
Схема подписывается должностным лицом, понятыми и всеми заинтересованными лицами, которые принимали участие в осмотре места происшествия.
На что следует обратить внимание при ознакомлении со схемой ДТП
Перед подписанием схемы ДТП необходимо ознакомиться с ее содержанием и обратить внимание на следующие важные моменты:
-
Убедитесь в том, что схема составлена надлежащим образом и подписана должностным лицом (сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем).
-
Проверьте наличие подписей понятых, сведений о документах, удостоверяющих личности и места их жительства.
-
Обратите внимание на то, чтобы данные в схеме, соответствовали данным, которые были зафиксированы Вами в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия.
-
Если при ознакомлении со схемой места происшествия Вами будет выявлено несоответствие условиям, перечисленным в п.п. 1-3, необходимо в соответствующей графе написать « Со схемой не согласен», удостоверить несогласие и факт ознакомления подписью. В дальнейшем — оспорить схему ДТП.
-
При соответствии схемы п.п. 1-3 напишите: «Со схемой согласен», удостоверьте согласие и факт ознакомления своей подписью.
-
Сфотографируйте схему (при наличии возможности).
Предложенный порядок ознакомления и подписания схемы ДТП является наиболее целесообразным, так как позволяет избежать злоупотреблений и фальсификаций со стороны третьих лиц, ограничивает возможность внесения последующих изменений и дополнений в оригинал документа.
Иногда, при отсутствии необходимых условий, на месте происшествия рисуется черновик — образец схемы ДТП, который в последующем перечерчивается «набело».
При этом все требования, предъявляемые к схеме ДТП, должны быть неукоснительно соблюдены.
Черновик схемы ДТП приобщается к материалам дела.
Читайте также:
Как оспорить вину в дорожно-транспортном происшествии
Порядок обжалования постановления ГИБДД
От того, насколько правильно и полно составлена схема ДТП зависит успех в доказывании вины в процессе производства по гражданским и административным делам.
В заключение хочу отметить, что сведения, изложенные в настоящей статье, касающиеся вопросов о схеме ДТП, не носят исчерпывающий характер.
Если после ознакомления со статьей у Вас появятся дополнительные вопросы по схеме ДТП или Вам необходима будет наша помощь, заполните форму записи на бесплатную консультацию.