Настоящая статья адресована потерпевшим от ДТП по вине дорожных служб, вы узнаете о том, как правильно оформить ДТП, а рекомендации, содержащиеся в статье, помогут вам взыскать ущерб в полном размере.
Год от года количество дорожно-транспортных происшествий, происшедших по вине дорожных служб, остается на критически высоком уровне.
Согласно статистике, причиной каждой третьей автоаварии, является неудовлетворительное состояние дорожной сети.
Никто и никогда не сможет посчитать совокупный размер ущерба, причиненного потерпевшим в ДТП по вине дорожников.
Что делать при ДТП по вине дорожных служб
Любое дорожно-транспортное происшествие, случившееся по причине неисполнения своих обязанностей организацией, отвечающей за безопасное состояние дорожного участка, должно быть оформлено и зарегистрировано в установленном законом порядке.
В противном случае, у потерпевшего не останется ни шанса на возмещение причиненного ему ущерба.
Документирование ДТП по вине дорожных служб имеет свою специфику, присущую данному виду происшествий.
Как правило, в рассматриваемом нами событии, фактический круг его участников ограничен до одного, реже - нескольких потерпевших.
Картина на месте происшествия представляется в виде поврежденного транспортного средства, стоящего на аварийно-опасном участке дороги.
Если в результате аварии не наступило серьезных последствий, потерпевший, понимая бесперспективность «поиска правды на Земле», в сложившейся ситуации, покидает место происшествия.
В дальнейшем восстановление поврежденного транспортного средства происходит «за свой счет».
В этом случае водитель поврежденного автомобиля, сам того не понимая, формально совершает нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения РФ.
Ответственность за оставление водителем места ДТП, в виде лишения права управления на срок до полутора лет, либо назначения административного ареста на срок до пятнадцати предусмотрена частью 2 статьи 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В тех случаях, когда в результате происшедшего ДТП по вине дорожных служб наступили последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью, либо причинен крупный материальный ущерб, необходимость оформления аварии не подлежит обсуждению.
Руководствуясь изложенными выше аргументами, можно сделать вывод: при любом дорожно-транспортном происшествии, за исключением аварии, оформляемых по Европротоколу, необходимо вызывать уполномоченных сотрудников полиции.
Статьи в помощь:
Как правильно оформить дорожно-транспортное происшествие по Европротоколу
Европротокол: (бланк и образец заполнения)
Исполнив обязанности, предусмотренные пунктом 2.5 ПДД РФ и вызвав на место дорожного происшествия сотрудников ГИБДД, не питайте иллюзий по поводу вашей невиновности.
Прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС ГАИ могут обвинить вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.
Трактовка нарушения может быть следующей: «не выбрал безопасную скорость, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не справился с управлением и допустил наезд (столкновение, опрокидывание)».
В таком развитии ситуации, при отсутствии других потерпевших лиц, сотрудники ГИБДД составляют материал о дорожно-транспортном происшествии и выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении водителя – участника аварии.
При этом у участника дорожного происшествия не имеется правых оснований, позволяющих требовать возмещение причиненного ему ущерба.
Если ДТП повлекло за собой наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью, то его участника могут привлечь административной или уголовной ответственности.
В любом случае добровольно отвечать за разгильдяйства, допущенные дорожными и коммунальными службами, желающих не найдется.
Таким образом, у водителей транспортных средств попавших в ДТП по вине дорожных служб есть только два пути выхода из сложившейся ситуации.
Первый путь – отвечать за все самому.
Второй путь – добиться привлечения дорожной организации к ответственности и взыскать с виновника аварии весь ущерб.
Уверен, что подавляющее большинство потерпевших не ошибутся и сделают правильный выбор.
Статьи в помощь:
Взыскание ущерба с виновника ДТП
Порядок оформления ДТП по вине дорожных служб
Лицам, попавшим в дорожно-транспортное происшествие из-за неэффективной работы дорожников (коммунальщиков) следует знать о том, что для привлечения нерадивых исполнителей к ответственности необходимо доказать вину в ненадлежащем исполнении возожженных на них обязанностей по обеспечению порядка и условий безопасности дорожного движения.
Источником доказательств по делу является материал о ДТП, состоящий из следующих документов:
-
протокола осмотра места происшествия (ОМП);
-
схемы места дорожно-транспортного происшествия;
-
акта обследования дорожных условий в месте совершения дорожно-транспортного происшествия;
-
объяснений участников происшествия, свидетелей и представителя дорожной (коммунальной) службы;
-
протокола по делу об административном правонарушении;
-
постановления о назначении административного наказания.
Охарактеризуем по отдельности каждый из названых документов.
-
Протокол осмотра места происшествия.
Протокол ОМП – документ, составленный должностным лицом на специальном бланке, в присутствии понятых и участников происшествия.
В нем отражается процедура осмотра, описывается обстановка на месте аварии, результаты замеров.
К протоколу приобщается фото и видео съемки места происшествия, вещественные доказательства, схема.
Статьи в помощь:
-
Схема места ДТП – документ, составляемый должностным лицом на месте, для его составления используется специальный бланк.
Схема представляет собой графическое отображение плана местности, дорожной обстановки, транспортных средств, следов и предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию и, является приложением к протоколу ОМП.
Статьи в помощь:
Схема дорожно-транспортного происшествия (ДТП)
-
Акт обследования дорожных условий оформляется при любом ДТП по вине дорожных служб.
Форма и порядок составления акта утверждены Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р (ред. от 31.01.2017) "Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" (вместе с "ОДМ 218.6.015-2015).
Статья в помощь:
Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП
Акт составляется для определения параметров и характеристик дорожных условий на месте дорожно-транспортной аварии в момент её совершения и является одним из основных доказательств аварийного состояния дороги.
Оформлению рассматриваемого акта предшествует документирование обстоятельств ДТП сотрудниками ГИБДД и составление ими собственного акта ГАИ, по обследованию места дорожно-транспортного происшествия.
Акт ГАИ, содержащий выводы о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) улично-дорожной сети (УДС), приобщается к материалам ДТП. О таком происшествии сообщается владельцу автомобильной дороги.
Представитель дорожной службы обязан прибыть на место ДТП не позднее 6 часов с момента получения информации из ГИБДД и составить документ, который называется - "АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП".
Один экземпляр акта остается у дорожников, второй – направляется в ГИБДД в срок до истечения 18 часов с момента регистрации дорожно-транспортного происшествия.
-
Объяснения участников происшествия, свидетелей и представителя дорожной (коммунальной) службы.
Как правило, перечисленные лица дают свои пояснения, относительно обстоятельств происшествия.
Эти сведения записываются ими собственноручно или принимаются должностным лицом, осуществляющим производство по делу.
На этой стадии при необходимости участникам аварии следует воспользоваться юридической помощью адвоката.
-
Протокол по делу об административном правонарушении по статье 12.34 КРФ об АП составляется в отношении должностных лиц или юридических лиц, ответственных за безопасное состояние и эксплуатацию автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов.
Составляется протокол должностными лицами ГИБДД, в соответствии с компетенцией, определенной статьей 28.3 КРФ об АП.
-
Постановление по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения административного протокола.
К числу лиц наделенных законными полномочиями к рассмотрению дел данной категории отнесены начальники подразделений ГИБДД, их заместители, старшие инспектора и инспектора дорожного надзора.
Постановление по делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока на его обжалование, а в случае его обжалования - после рассмотрения жалобы.
Копия постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 КРФ об АП, выдается потерпевшему и является доказательством в деле о ДТП по вине дорожных служб.
Статьи в помощь:
Как оспорить вину в дорожно-транспортном происшествии
Порядок обжалования постановления ГИБДД
Образец жалобы на постановление ГИБДД
В заключение статьи настоятельно рекомендуем придерживаться предложенного порядка действий при оформлении факта дорожно-транспортного происшествия, причиной которого явились неудовлетворительные дорожные условия.
Кому-то быть может, это покажется банальным, только мой вам совет – не экспериментируйте с законом, а исполняйте его предписания.
Комментарии
- ГОСТ 13508-74 Разметка дорожная
- ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
- ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры
- ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
- СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
- СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений
- СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
- ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР)
- Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов (утверждена Министерством путей сообщения СССР 19.08.91, согласована Министерством автомобильных дорог РСФСР 17.09.90 и МВД СССР 12.02.91).
Если у Вас нет акта обследования дорожных условий в месте ДТП, то Вам будет сложно доказать вину дорожников.
Иск составляется по правилам ГПК РФ, подается по месту нахождения ответчика - организации отвечающей за обслуживание дороги. К участию в деле привлекайте второго участника ДТП и представителей ГИБДД.
Удачи.
Как следует из вашего обращения, в настоящее время идет расследование обстоятельств ДТП и, в зависимости от его результата, будет принято соответствующее процессуальное решение.
Если будет установлена ваша вина, то вас привлекут к административно й или уголовной ( если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью) ответственности.
Если виноваты дорожники, то вы вправе взыскать весь ущерб и причиненные убытки с организации, отвечающей за состояние дороги.
Что касается сроков проведения экспертизы - это не правовой вопрос, а организационный , поэтому ищите на него ответ у следователя или руководителя экспертного учреждения.
До окончательного принятия решения по делу рекомендуем вам не ремонтировать и не продавать ваш автомобиль. В дальнейшем, по необходимости, вы оцените размер ущерба, причиненного повреждением транспортного средства, уведомив дорожную службу о времени и месте осмотра и, после получения заключения независимой экспертизы, сможете его продать (отремонтироват ь).
УДАЧИ ВАМ.
Прежде всего получите в ГИБДД документы: справку о ДТП, акт обследования дорожных условий, протокол и постановление на организацию - виновника.
В справке о ДТП должно быть указано, что поврежден груз, его наименование и вес.
Далее - составьте претензию о возмещении ущерба и направьте ее виновной стороне. Если в добровольном порядке дорожники не возместят ущерб, то нужно добиваться его возмещения через суд.
Исковое заявление подается по месту регистрации (нахождения ) организации-отв етчика. Если Вы являетесь индивидуальным предпринимателе м или осуществляете коммерческую деятельность в иной форме, то такого рода спор подведомственен арбитражному суду.
Ваше замечание относительно того, что форма акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, изменилась принимаем. Для юриста это очевидно, как и то, что сегодня 04.10.2017 года, только что от этого изменилось?
С 01.01.2017 года действует иная форма акта, но от этого принципиально не изменился порядок оформления ДТП по вине дорожных служб.
Изменение формы документа, который заполняется уполномоченными должностными лицами, а не участниками ДТП, никак не может влиять на положение граждан, которые - цитирую: "статью почитали и пошли довольные в суд с правовым обоснованием, которое основано на ошибочном толковании норм действующего законодательств а".
Уважаемая коллега, форма акта и толкование законодательств а - суть не одно и то же.
Полностью принимаем Ваши замечания относительно того, что в настоящее время вопросы составления акта, его форма утверждены распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р (ред. от 31.01.2017) "Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспо ртных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" (вместе с "ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ...")
Вместе с тем вся информация, размещенная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и обновляется по мере актуальности именно для обыкновенных граждан, но не юристов - профессионалов.
По нашему мнению, для участников происшествия важно наличие акта в материалах ДТП, который будет предметом исследования суда, но не его форма.
Ну, а Вам как юристу, спасибо, за отчасти справедливую критику.