- Куда и в какой суд обращаться с иском к дорожным службам
- Предъявление иска в суд
- Рассмотрение иска к дорожникам в суде
Изучив предложенный нами материал, вам не составит труда самостоятельно предъявить иск к дорожным службам и выиграть дело.
Возмещение ущерба от дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является дорожно-эксплуатационная организация, как правило, происходит по решению суда.
Нечасто организация–виновник заглаживает причиненный ею вред добровольно, поэтому для решения возникшего правового спора потерпевшие вынуждены обращаться в суд.
Предъявление и рассмотрение иска к дорожным службам имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, присущих данному виду ДТП.
Залогом успеха любого дела является основательная подготовка к его реализации.
Предъявление иска в суд с требованиями о возмещении ущерба к ответчику – дорожной организации не является исключением.
Получив на руки после рассмотрения материала в группе разбора ГИБДД справку о дорожно-транспортном происшествии, протокол и постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшему необходимо произвести оценку ущерба, поврежденного транспортного средства.
Порядок и рекомендации по организации и проведению оценки изложены в соответствующей статье нашего сайта.
Статья в помощь:
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Определившись с суммой восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и приплюсовав к ней остальные расходы, понесенные вами в связи с дорожным происшествием, вы получите цену иска.
Исходя из размера цены иска, потерпевший рассчитывает размер государственной пошлины и уплачивает ее.
Порядок расчета и уплаты государственной пошлины по искам, подлежащим материальной оценке установлен статьей 333.19 глава 25.3 часть 2 Налогового кодекса РФ.
Куда и в какой суд обращаться с иском к дорожным службам
Истцу необходимо разобраться с вопросами подсудности, то есть куда (территориальная подсудность) и в какой суд (видовая подсудность) подавать иск к дорожной службе.
-
Территориальная подсудность.
По общему правилу, установленному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), иск к любой организации, в том числе и дорожно-эксплуатационной, предъявляется по месту ее нахождения.
Вместе с тем, процессуальный закон позволяет истцу предъявит иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства по месту их нахождения.
Например, если авария произошла на федеральной трассе в Краснодарском крае, то иск может быть направлен в г. Москву по месту нахождения Росавтодора или в г. Краснодар по месту дислокации филиала Росавтодора по Краснодарскому краю.
-
Видовая подсудность.
В основу определения судебной юрисдикции рассмотрения дел, вытекающих из имущественных споров, положен критерий размера цены иска.
При цене иска не превышающей 50000 рублей дела рассматриваются мировыми судьями территориальных судебных участков.
Если цена иска превышает 50000 рублей, то иск подсуден городскому (районному) суду.
Предъявление иска к дорожным службам в суд
Иск, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 131 – 132 ГПК РФ предъявляется в суд истцом или его представителем лично или по почте.
Статьи в помощь :
Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП
Образец иска к страховой компании при ДТП
При направлении искового заявления по почте необходимо составить опись вложений — копий заявления и прилагаемых документов.
В перечень документов, направляемых в суд с иском к дорожной организации, входит:
-
Справка о дорожно-транспортном происшествии.
-
Копия протокола по делу об административном правонарушении, составленного по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КРФ об АП).
-
Копия постановления по делу об административном правонарушении в отношении организации – дорожно-эксплуатационной службы или ее должностного лица.
-
Копия акта обследования дорожных условий.
-
Экспертное заключение или иной документ о размере ущерба, причиненного повреждением транспортного средства.
-
Иные документы, подтверждающие ущерб от ДТП и расходы по составлению иска.
-
Досудебная претензия (если направлялась).
-
Квитанция (оригинал) об оплате государственной пошлины.
-
Доверенность представителя (при участии в деле).
-
Иные письменные доказательства, подтверждающие исковые требования.
Исковое заявление по почте направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении адресату.
Рассмотрение иска к дорожникам в суде
Иск к дорожной организации рассматривается судом первой инстанции по правилам, предусмотренным подразделом 2 ГПК РФ раздел №2.
Основная задача, стоящая перед истцом при рассмотрении гражданского дела, состоит в доказывании оснований исковых требований (статья 56 ГПК РФ), в противном случае суд откажет в иске.
Истец доказывает следующие обстоятельства:
-
факт ДТП;
-
характер и размер причиненного вреда;
-
виновность ответчика в нарушении требований закона;
-
причинно-следственную связь между нарушениями положений нормативных актов, устанавливающих требования по обеспечению безопасной эксплуатации дорог и наступившими последствиями – причинением вреда.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных выше частей.
Факт ДТП подтверждается материалом, оформленным ГИБДД и зарегистрированным в установленном законом порядке.
В процессе рассмотрения судом гражданского дела по иску к дорожным службам суд, по ходатайству истца, истребует из подразделения ГИБДД все материалы дела и исследует их.
Статья в помощь:
Характер и размер причиненного потерпевшему вреда доказывается заключением эксперта о размере ущерба, причинного транспортному средству, сметами (актами) восстановительных работ о ремонте автомобиля, товарными чеками, выписками и прочее.
Если при ДТП причинен вред здоровью потерпевшего, то истец предъявляет документы о расходах на лечение, рассчитывает утраченный заработок, обосновывает требование о компенсации морального вреда.
Виновность ответчика в нарушении требований закона устанавливается протоколом по делу об административном правонарушении, составленным по статье 12.34 КРФ об АП и постановлением к нему.
Административный материал составляется в отношении организации – дорожно-эксплуатационной службы или ее должностного лица.
Причинно-следственная связь, между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, в виде причинения вреда от ДТП доказывается путем анализа нормативных актов, устанавливающих требования к содержанию дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, обязанностей должностных лиц и уставов дорожных организаций.
Наибольшую сложность в процессе рассмотрения дела представляет собой доказывание именно причинно-следственной связи.
Потерпевшие по делам рассматриваемой категории не всегда могут найти для обоснования своей позиции действующие ГОСТы, СНиП, ТУ, правила и положения, которые регламентируют работу дорожно-эксплуатационных (коммунальных) служб.
Часто неверное толкование потерпевшим того или иного положения или акта, приводит к отказу в иске из-за недоказанности оснований заявленных требований.
Чтобы избежать отказа в иске по указанному основанию, желательно получить консультацию практикующего в этой области юриста.
Решить проблему с доказыванием вины и причинно-следственной связи действий ответчика с фактом причинения вреда потерпевшему помогает судебная дорожно-транспортная (дорожная, автодорожная) экспертиза.
Статья в помощь:
Независимая экспертиза после ДТП
Дорогие читатели, в данной статье мы затронули наиболее распространенные вопросы, связанные с производством по иску к дорожной службе при ДТП.
Надеемся, что предложенный материал поможет потерпевшим отстоять их права и интересы в спорах с недобросовестными дорожными и коммунальными службами.