- Порядок предъявления претензии по ДТП
- Форма и содержание претензии
- Действия страховщика после получения претензии
- Перечень документов, прилагаемых к заявлению о страховой выплате — скачать бесплатно
В этой статье мы разъясним порядок предъявления претензии по ДТП, а также дадим рекомендации относительно ее составления и предъявления.
Действующие нормы отечественного законодательства об обязательном страховании владельцев транспортных средств устанавливают требования к потерпевшим о необходимости соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора и обращении к страховщику с претензией.
Потерпевшие должны знать и правильно исполнять законодательные предписания, относящиеся к претензии по ДТП.
Претензия по ДТП представляет собой письменно оформленные и юридически обоснованные требования потерпевшего, вытекающие из обязательств по возмещению вреда, причиненного в результате дорожного происшествия с участием одного или нескольких транспортных средств.
Претензия по ДТП может быть предъявлена как к лицу причинившему вред – виновнику аварии, так и к страховщику – организации ответственной за возмещение причиненного страхователем ущерба.
Основной целью, которую преследует потерпевший при обращении с претензией по ДТП, является реализация возможности внесудебного разрешения вопросов, связанных с возмещением вреда.
Статьи в помощь:
Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП
Взыскание ущерба с виновника ДТП
Настоящая статья посвящена претензии к страховой компании о выплате страхового возмещения.
Порядок предъявления претензии по ДТП
Закон РФ № 40 «Об ОСАГО» устанавливает процедуру досудебного порядка урегулирования спора между страховщиком и потерпевшим, вытекающего из обязательств по договору обязательного страхования.
Её суть сводится к следующему:
-
Предъявлению иска потерпевшего к страховщику с требованием о страховой выплате, должно предшествовать письменное обращение потерпевшего с заявлением о страховом случае, в адрес страховой компании.
В заявлении содержится требование о страховой выплате (прямом возмещении убытков) с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.10 Правил обязательного страхования, утвержденных Банком России 19.09.2014 N 431-П (далее «Правила ОСАГО»).
-
При отказе в страховой выплате или несогласии потерпевшего с размером страхового возмещения, а также при наличии иных разногласий, связанных с исполнением договора обязательного страхования, потерпевший до предъявления иска в суд обязан обратиться с претензией по ДТП к страховщику.
Форма и содержание претензии по ДТП
Требования потерпевшего к страховщику, вытекающие из договора обязательного страхования должны соответствовать критериям, перечисленным в пункте 5.1 Правил ОСАГО.
Невыполнение потерпевшим предписаний закона относительно формы и содержания претензии является основанием к отказу в ее удовлетворении.
Претензия к страховой компании должна соответствовать следующим требованиям:
-
Составляется в письменной форме.
-
Содержит данные страховщика, которому она адресована.
-
Включает в себя данные о подателе: фамилия, имя, отчество, адрес проживания (регистрации).
Если претензия по ДТП подается через представителя, следует приобщить надлежаще заверенную доверенность.
При направлении документа юридическим лицом, указываются данные о сотруднике, составившим и подписавшим претензию (его фамилия, имя, отчество, занимаемая должность).
-
Основная часть претензии по ДТП должна содержать подробное описание обстоятельств, послуживших причиной разногласий между потерпевшим и страховщиком.
Законодатель требует от потерпевшего юридической аргументации заявленных требований со ссылками на действующие законы и иные нормативные акты; регулирующие спорные правоотношения.
-
Податель претензии по ДТП указывает на способ получения денежных средств, при условии удовлетворения страховщиком заявленных требований.
Если потерпевший выбирает безналичную форму расчетов, то ему необходимо включить в документ банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
-
Документ датируется и заверяется подписью потерпевшего (представителя).
-
Претензия может направляться в адрес страховщика или по месту нахождения его представителя.
Статья в помощь:
Действия страховщика после получения претензии по ДТП
После получения письменных требований Потерпевшего, Страховщик обязан в десятидневный срок, за исключением нерабочих и праздничных дней, рассмотреть их и выполнить одно из следующих действий:
-
Осуществить выплату страхового возмещения в пользу потерпевшего или выгодоприобретателя в форме, заявленной в претензии по ДТП.
Выплата страховки производится путем безналичного расчета — перечислением денежных средств по указанным в заявлении реквизитам или выдачей наличных в кассе страховой компании.
Право выбора способа получения денежных средств закреплено законом за потерпевшим.
-
Направить в адрес заявителя мотивированный отказ в удовлетворении его требований.
Основаниями к отказу в страховой выплате могут являться как несогласие страховщика с требованиями потерпевшего, так и невыполнение последним предписаний закона относительно формы и содержания претензии по ДТП.
Отказ страховщика будет законным если:
-
К претензии по ДТП направленной доверенным лицом не приобщена доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.
-
Потерпевшим не выполнено требование о предоставлении страховщику оригиналов или заверенных надлежащим способом копий документов, приложенных к претензии по ДТП.
-
При выборе потерпевшим безналичной формы получения страховой выплаты не соблюдено предписание закона об указании банковских реквизитов счета получателя.
Перечень оснований для отказа в исполнении претензионных требований перечисленных в законе не носит закрытый характер, что дает возможность страховым компаниям злоупотреблять правом и отказывать потерпевшим в удовлетворении их требований.
При получении письменного отказа в удовлетворении требований изложенных в претензии по ДТП, потерпевшему следует внимательно проанализировать причины, по которым страховая компания не произвела выплату.
Если доводы страховщика основаны на законе, заявителю необходимо безоговорочно устранить имеющиеся в документе несоответствия и повторно обратиться в страховую компанию с надлежаще оформленными претензионными требованиями.
Однако, в случае немотивированного отказа страховщика в исполнении условий договора, потерпевшему не следует тратить время на составление повторной претензии.
Безотлагательно обращайтесь в суд!
Лицам, чьи требования не были удовлетворены после подачи ими претензии по ДТП, не следует отчаиваться.
Потерянные ими нервы и время с толикой окупятся взысканием с недобросовестных страховщиков штрафа и неустойки, предусмотренных законом при рассмотрении дела в суде.
Мы рассмотрели основные вопросы, по теме «Претензия по ДТП» к страховой компании, заявленные нами в начале статьи.
Надеемся, что изложенный нами материал будет полезен потерпевшим при решении споров, связанных с исполнением страховщиками обязательств по договорам ОСАГО.