Эта статья рассказывает о наиболее распространенных видах независимых автоэкспертиз, вы узнаете, в каких случаях и с какой целью назначается автоэкспертиза, также в статье сформулированы вопросы, которые она решает.
После дорожно-транспортного происшествия его участники не всегда едины в оценке причин, по которым оно произошло.
В этом случае, вопрос определения виновного лица переходит в область правового спора.
И даже, когда виновность в совершении ДТП ни кем не оспаривается, всегда возникает необходимость в определении размера, причиненного ущерба от повреждения транспортных средств.
Для решения подобного рода задач после дорожно-транспортного происшествия проводится независимая автоэкспертиза.
Виды независимой автоэкспертизы
В зависимости от целей и задач, решаемых в ходе производства по делам о дорожных авто происшествиях, различают следующие виды автоэкспертизы после ДТП:
-
независимая автотехническая экспертиза;
-
независимая транспортно-трасологическая экспертиза;
-
независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза;
-
независимая экспертиза технического состояния транспортного средства;
-
независимая дорожно–транспортная экспертиза.
Любой из перечисленных видов автоэкспертизы после ДТП, может проводиться как в досудебном порядке, так и при рассмотрении дела судом (судебная экспертиза).
Общей задачей, которую призвана решать каждая автоэкспертиза после ДТП, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Вместе с тем, каждый из видов автоэкспертизы, исследуя определенные объекты и предметы, относящиеся к ДТП, дает ответы на круг вопросов, определяемых ее спецификой.
Подробности читайте в статье:
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
Независимая автотехническая экспертиза назначается для решения следующих вопросов:
-
Какова скорость движения транспортного средства в момент происшествия.
-
Какова длина остановочного пути транспортного средства в условиях обстановки места ДТП.
-
Каково расстояние, преодолеваемое транспортным средством за время реакции его водителя, при определенной скорости движения.
-
Какие действия должны были совершить водители транспортных средств в данной дорожной обстановке в соответствии с техническими требованиями норм Правил дорожного движения РФ.
-
Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить столкновение ( наезд).
-
Соответствовала ли скорость движения, выбранная водителем транспортного средства, требованиям безопасности, установленным ПДД РФ ( при ДТП в темное время суток).
-
Какие действия водителей транспортных средств - участников ДТП не соответствуют техническим требованиям ПДД РФ и находятся в причинно - следственной связи с фактом дорожно – транспортного происшествия.
-
Соблюдал ли водитель транспортно средства безопасную дистанцию до транспортного средства, движущегося впереди него в попутном направлении.
-
Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния, обустройства и других особенностей дороги.
Подробности читайте в статье:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза разрешает следующие вопросы:
-
Каков угол и взаимное расположение транспортных средств относительно друг друга в момент их столкновения.
-
Где находится место столкновения транспортных средств.
-
Каково расположение транспортных средств относительно элементов проезжей части дороги в месте ДТП.
-
Каков механизм ДТП.
-
При столкновении трех и более транспортных средств : определить очередность их столкновения.
-
Определить: стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения.
-
Определить: стоял или двигался пешеход в момент в момент наезда на него транспортного средства.
-
Каково направление движения транспортного средства ( пешехода) в момент ДТП.
-
Где находится место наезда на пешехода.
-
Каков темп движения пешехода перед ДТП.
-
Чья версия из участников происшествия наиболее соответствует механизму и обстоятельствам ДТП.
-
Имел ли место физический контакт между транспортными средствами (пешеходом) при ДТП.
Основным объектом исследования транспортно-трасологической автоэкспертизы являются следы, зафиксированные на месте происшествия.
Подробности читайте в статье:
Трасологическая экспертиза при ДТП
Независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза
Данный вид автоэкспертизы проводится после ДТП в целях определения ущерба, причиненного транспортным средствам в результате дорожной аварии.
Основные вопросы могут формулироваться следующим образом:
-
Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта, причиненного автомобилю марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 ( с учетом износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов и без учета износа).
-
Каков размер (величина) утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Какова рыночная стоимость автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 на момент ДТП.
-
Какова рыночная стоимость ущерба, причиненного владельцу автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Целесообразен ли с экономической точки зрения ремонт автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Какова стоимость годных остатков поврежденного автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Какова стоимость восстановительного ремонта оспариваемой части повреждений, причиненных автомобилю марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 в ДТП от 12.12.2012 года.
Формулировки вопросов, выносимых на разрешение независимой оценочной автоэкспертизы после ДТП, могут меняться в зависимости от обстоятельств дела.
Подробности читайте в статье:
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Независимая экспертиза технического состояния транспортного средства
Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при назначении автоэкспертизы технического состояния автомототранспортных средств (АМТС) после ДТП, может быть представлен в следующем виде:
-
В каком техническом состоянии находится транспортное средство или его механизмы, узлы, детали, агрегаты.
-
Соответствует ли техническое состояние АМТС установленным техническим нормам и требованиям безопасности.
-
Какие обстоятельства, относящиеся к техническому состоянию АМТС, способствовали наступлению дорожно-транспортного происшествия.
-
Каковы причины возникновения технической неисправности (указывается конкретно, какой неисправности) механического транспортного средства.
-
В какой момент события – ДТП возникла техническая неисправность АМТС.
-
Находится ли техническая неисправность в причинно-следственной связи с дорожным происшествием с участием АМТС.
-
Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью обнаружить неисправность при наружном осмотре АМТС или в процессе его движения по дороге.
-
Каково влияние пневмовзрыва колеса АМТС на изменение траектории его движения в условиях дорожной обстановки.
-
Исправен ли был осветительный прибор, установленный на автомобиле (горела ли лампа накаливания в световом приборе).
-
Какова причина излома металлической части, детали АМТС: удар, дефект изготовления, усталость металла.
Приведенный выше перечень вопросов, не претендуя на полноту, дает возможность участниками происшествия понять суть задач, решаемых экспертизой технического состояния АМТС после ДТП.
Независимая дорожно – транспортная экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:
-
Соответствует ли обустройство дороги на месте происшествия установленным ГОСТам.
-
Имел ли водитель АМТС техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги.
-
Имеются ли обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой (отсутствие дорожных знаков и разметки, светофоров, их неправильная работа и др.), способствовавшие возникновению аварийной обстановке на месте происшествия.
-
Каково нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения (обработки дороги реагентом, устранения выбоины, разрытия и др.).
-
Соответствует ли выбоина на дорожном покрытии в месте ДТП установленным ГОСТам.
-
Мог ли дефект дорожного покрытия (разрытие, выбоина, загрязнение) способствовать наступлению дорожно-транспортного происшествия.
Как и предыдущие виды автоэкспертиз, независимая дорожно–транспортная экспертиза имеет свой предмет и методы, с помощью которых эксперты решают поставленные перед ними вопросы.
Подробности читайте в статье:
Дорожно-транспортная экспертиза
В заключение статьи отмечу, что исследования темы независимая экспертиза после ДТП (автоэкспертиза) будет продолжено на страницах нашего сайта.
Рамки одной статьи не позволяют освятить большое количество вопросов, с которыми сталкиваются участники ДТП.
В дальнейших статьях мы рассмотрим более подробно каждый из видов экспертиз.
Комментарии
Первое,что непонятно, для чего Вы оплачивали экспертизу, которую дознаватель должен был назначать за счет бюджета?
По этому поводу рекомендуем ознакомиться с Кодекс РФ об административны х правонарушениях:
Статья 24.7. Издержки по делу об административно м правонарушении.
Требуйте о т этого горе-дознавател я вынесения постановления о распределении процессуальных издержек и направления этого постановления в фин орган для оплаты. Далее, по Вашему заявлению экспертная организация после перечисления денег из бюждета, сможет вернуть Вам потраченные деньги.
Если Вы имеете в виду именно автотехническую экспертизу, то она проводится по материалам дела и фотографий будет достаточно.
Если же необходимо исследовать следы на Т/С (трасологическа я экспертиза), то спешить с ремонтом не стоит до осмотра экспертом автомобиля.
Не очень понятно какое отношение имеет назначение автотехнической экспертизы в рамках уголовного судопроизводств а к действиям ГИБДД ? Либо ВЫ что-то неправильно поняли, либо Вам морочат голову.
В любом случае, решение о возбуждении уголовного дела принимает следователь. Действия , а равно бездействия следователя при решении вопросов , связанных с возбуждением, либо отказом в возбуждении уголовного дела, могут быть обжалованы в Прокуратуру (ст. 124 УПК РФ) или в судебном порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.
Спасибо за реплику, но я бы добавил для ясности.
В РФ уже много лет , как создан Следственный Комитет и следователи, которые до создания СК входили организационно в органы Прокуратуры, переведены в СК. То есть Прокуратура РФ лишена возможности осуществлять расследования уголовных дел.
Что касается вопроса признания или отрицания заключений независимых экспертов, то любое доказательство, представленное стороной защиты или потерпевшим и приобщенное к делу в порядке, предусмотренном УПК РФ, подлежит обязательной юридической оценке дознавателем, следователем, судом...Таким образом в уголовном процессе исключается "базарный" подход при оценке доказательств. Ну , а если следователь что-то себе позволяет за рамками предписанными УПК РФ, то его поведение несложно откорректироват ь путем подачи жалобы в прорядке ст.ст. 123-125 УПК РФ.
1. Изменить постановление в виду сделанных выводов не соответствующих реальным обстоятельствам дела.
2. Установить в части установления фактов, имеющих существенное значение для дела, обстоятельства совершения административно го правонарушения, лицо виновное в совершении административно го правонарушения.
Суд перенёс первое заседание на 9 дней и после рассмотрения дела в удовлетворении жалобы отказал, постановление оставил без изменения, поскольку суд не является органом уполномоченным составлять протоколы об административны х правонарушениях и проводить административны е расследования с целью установления виновности лица в совершении административно го правонарушения.
Подавать апелляционную жалобу не стал т.к. суд принял справедливое решение, к тому же прошло 2 месяца с момента ДТП и в ГИДД закрыли бы дело по истечении срока.
Сам судья сказал мне что я могу подать Иск о возмещении ущерба!
Вопросы:
1. На кого мне подавать Иск, на водителя совершившего наезд на мой а/м или на его страховую. Дело в том что на консультации молодой юрист мне сказал что я должен подавать иск на страховую! ? Мне кажется он что то напутал.
2. Что мне писать в исковом заявлении?
3. Что я прошу?
4. На основании чего?
5. Какие документы прикладывать?
6. Срок в течении которого я могу подать иск?
Подскажите пожалуйста как всё сделать правильно что бы не наделать ошибок как при подаче Жалобы.
Из документов есть: Справка о ДТП, Постановление ГИБДД, решение Суда по Жалобе, фото с места ДТП сделанные мной.
Любая экспертиза, в том числе и автоэкспертиза, назначается в случаях, когда для правильного определения обстоятельств и их дальнейшей оценки, необходимы специальные познания. Дознаватель - обыкновенный юрист и не обладает такими познаниями.
Например, часто требуется определить: имел ли водитель техническую возможность избежать (предотвратить) столкновение (наезд) в конкретной дорожно-транспо ртной ситуации. Для этого необходимы расчеты, основанные на анализе условий на месте ДТП, действий участников происшествия, технического состояния транспортных средств и прочее.
Таким образом, дознаватель всегда сможет обосновать целесообразност ь назначения любой автоэкспертизы.
"Не будут соответствовать погодные условия на день ДТП", чему не будут соответствовать?
Пожалуйста, сформулируйте вопрос яснее.
Конкретизируйте Ваш вопрос.