- Виды автоэкспертизы
- Независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза
- Независимая экспертиза технического состояния транспортного средства
Эта статья рассказывает о наиболее распространенных видах независимых автоэкспертиз, вы узнаете, в каких случаях и с какой целью назначается автоэкспертиза, также в статье сформулированы вопросы, которые она решает.
После дорожно-транспортного происшествия его участники не всегда едины в оценке причин, по которым оно произошло.
В этом случае, вопрос определения виновного лица переходит в область правового спора.
И даже, когда виновность в совершении ДТП ни кем не оспаривается, всегда возникает необходимость в определении размера, причиненного ущерба от повреждения транспортных средств.
Для решения подобного рода задач после дорожно-транспортного происшествия проводится независимая автоэкспертиза.
Виды независимой автоэкспертизы
В зависимости от целей и задач, решаемых в ходе производства по делам о дорожных авто происшествиях, различают следующие виды автоэкспертизы после ДТП:
-
независимая автотехническая экспертиза;
-
независимая транспортно-трасологическая экспертиза;
-
независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза;
-
независимая экспертиза технического состояния транспортного средства;
-
независимая дорожно–транспортная экспертиза.
Любой из перечисленных видов автоэкспертизы после ДТП, может проводиться как в досудебном порядке, так и при рассмотрении дела судом (судебная экспертиза).
Общей задачей, которую призвана решать каждая автоэкспертиза после ДТП, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Вместе с тем, каждый из видов автоэкспертизы, исследуя определенные объекты и предметы, относящиеся к ДТП, дает ответы на круг вопросов, определяемых ее спецификой.
Подробности читайте в статье:
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
Независимая автотехническая экспертиза назначается для решения следующих вопросов:
-
Какова скорость движения транспортного средства в момент происшествия.
-
Какова длина остановочного пути транспортного средства в условиях обстановки места ДТП.
-
Каково расстояние, преодолеваемое транспортным средством за время реакции его водителя, при определенной скорости движения.
-
Какие действия должны были совершить водители транспортных средств в данной дорожной обстановке в соответствии с техническими требованиями норм Правил дорожного движения РФ.
-
Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью предотвратить столкновение ( наезд).
-
Соответствовала ли скорость движения, выбранная водителем транспортного средства, требованиям безопасности, установленным ПДД РФ ( при ДТП в темное время суток).
-
Какие действия водителей транспортных средств — участников ДТП не соответствуют техническим требованиям ПДД РФ и находятся в причинно — следственной связи с фактом дорожно – транспортного происшествия.
-
Соблюдал ли водитель транспортно средства безопасную дистанцию до транспортного средства, движущегося впереди него в попутном направлении.
-
Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния, обустройства и других особенностей дороги.
Подробности читайте в статье:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза разрешает следующие вопросы:
-
Каков угол и взаимное расположение транспортных средств относительно друг друга в момент их столкновения.
-
Где находится место столкновения транспортных средств.
-
Каково расположение транспортных средств относительно элементов проезжей части дороги в месте ДТП.
-
Каков механизм ДТП.
-
При столкновении трех и более транспортных средств : определить очередность их столкновения.
-
Определить: стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения.
-
Определить: стоял или двигался пешеход в момент в момент наезда на него транспортного средства.
-
Каково направление движения транспортного средства ( пешехода) в момент ДТП.
-
Где находится место наезда на пешехода.
-
Каков темп движения пешехода перед ДТП.
-
Чья версия из участников происшествия наиболее соответствует механизму и обстоятельствам ДТП.
-
Имел ли место физический контакт между транспортными средствами (пешеходом) при ДТП.
Основным объектом исследования транспортно-трасологической автоэкспертизы являются следы, зафиксированные на месте происшествия.
Подробности читайте в статье:
Трасологическая экспертиза при ДТП
Независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза
Данный вид автоэкспертизы проводится после ДТП в целях определения ущерба, причиненного транспортным средствам в результате дорожной аварии.
Основные вопросы могут формулироваться следующим образом:
-
Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта, причиненного автомобилю марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 ( с учетом износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов и без учета износа).
-
Каков размер (величина) утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Какова рыночная стоимость автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 на момент ДТП.
-
Какова рыночная стоимость ущерба, причиненного владельцу автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Целесообразен ли с экономической точки зрения ремонт автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Какова стоимость годных остатков поврежденного автомобиля марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777.
-
Какова стоимость восстановительного ремонта оспариваемой части повреждений, причиненных автомобилю марки «А» гос. номер Х 111 ХХ/ 777 в ДТП от 12.12.2012 года.
Формулировки вопросов, выносимых на разрешение независимой оценочной автоэкспертизы после ДТП, могут меняться в зависимости от обстоятельств дела.
Подробности читайте в статье:
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Независимая экспертиза технического состояния транспортного средства
Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при назначении автоэкспертизы технического состояния автомототранспортных средств (АМТС) после ДТП, может быть представлен в следующем виде:
-
В каком техническом состоянии находится транспортное средство или его механизмы, узлы, детали, агрегаты.
-
Соответствует ли техническое состояние АМТС установленным техническим нормам и требованиям безопасности.
-
Какие обстоятельства, относящиеся к техническому состоянию АМТС, способствовали наступлению дорожно-транспортного происшествия.
-
Каковы причины возникновения технической неисправности (указывается конкретно, какой неисправности) механического транспортного средства.
-
В какой момент события – ДТП возникла техническая неисправность АМТС.
-
Находится ли техническая неисправность в причинно-следственной связи с дорожным происшествием с участием АМТС.
-
Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью обнаружить неисправность при наружном осмотре АМТС или в процессе его движения по дороге.
-
Каково влияние пневмовзрыва колеса АМТС на изменение траектории его движения в условиях дорожной обстановки.
-
Исправен ли был осветительный прибор, установленный на автомобиле (горела ли лампа накаливания в световом приборе).
-
Какова причина излома металлической части, детали АМТС: удар, дефект изготовления, усталость металла.
Приведенный выше перечень вопросов, не претендуя на полноту, дает возможность участниками происшествия понять суть задач, решаемых экспертизой технического состояния АМТС после ДТП.
Независимая дорожно – транспортная экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:
-
Соответствует ли обустройство дороги на месте происшествия установленным ГОСТам.
-
Имел ли водитель АМТС техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги.
-
Имеются ли обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой (отсутствие дорожных знаков и разметки, светофоров, их неправильная работа и др.), способствовавшие возникновению аварийной обстановке на месте происшествия.
-
Каково нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения (обработки дороги реагентом, устранения выбоины, разрытия и др.).
-
Соответствует ли выбоина на дорожном покрытии в месте ДТП установленным ГОСТам.
-
Мог ли дефект дорожного покрытия (разрытие, выбоина, загрязнение) способствовать наступлению дорожно-транспортного происшествия.
Как и предыдущие виды автоэкспертиз, независимая дорожно–транспортная экспертиза имеет свой предмет и методы, с помощью которых эксперты решают поставленные перед ними вопросы.
Подробности читайте в статье:
Дорожно-транспортная экспертиза
В заключение статьи отмечу, что исследования темы независимая экспертиза после ДТП (автоэкспертиза) будет продолжено на страницах нашего сайта.
Рамки одной статьи не позволяют освятить большое количество вопросов, с которыми сталкиваются участники ДТП.
В дальнейших статьях мы рассмотрим более подробно каждый из видов экспертиз.