По учетно-статистическим данным ГИБДД одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий в РФ является несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала при дорожном движении.

Как определить какая дистанция и какой интервал могут считаться безопасными?

Одни водители исчисляют безопасность в секундах, другие – в метрах, третьи – в габаритных размерах транспортных средств.

Фактически при выборе безопасной дистанции и интервала, водители должны руководствоваться совокупностью определяющих их факторов, таких как скорость движения транспортного потока, интенсивность его движения, дорожные и метеорологические условия, видимость с рабочего места водителя.

Разумеется, не стоит «сбрасывать со счетов» и личные качества, присущие каждому индивидууму – водительский стаж (опыт), возраст, время нахождения за рулем автомобиля, психофизиологические особенности.

Во многих случаях безопасность дистанции определяется способностью водителя выбрать оптимальную скорость движения.

В экзаменационных билетах по ПДД РФ, кандидатам в водители задается вопрос: «При движении в потоке какая скорость будет наиболее безопасной?».

Из вариантов ответов правильным считается - чем интенсивнее движение, тем ближе должна быть скорость движения каждого водителя к средней скорости движения потока.

Абсурдность и вредность такого подхода к определению оптимальной скорости движения в потоке приводит к тому, что водители забывают о соблюдении необходимой дистанции до движущегося впереди транспортного средства.

Реализация такого рода догм на практике приводит к дорожно-транспортным происшествием с большим количеством транспортных средств, по типу «паровозика».

Действия всех водителей, кроме водителя первого автомобиля, в таком составе будут неизменно квалифицированы как нарушение п. 9.10 ПДД РФ, которая гласит: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Чтобы не стать виновником таких ДТП, соблюдайте безопасную дистанцию и необходимый боковой интервал!

Из записи видно, что автомобиль № 1, на котором установлен видеорегистратор, движется прямолинейно, без изменения направления движения.

В момент, предшествующий столкновению, автомобиль замедляет скорость движения и смещается вправо к краю проезжей части дороги.

Далее, автомобиль №1 меняет направление движения, совершая маневр либо разворота, либо поворота влево, после чего в него врезается движущееся с ним в попутном направлении транспортное средство №2.

Так как видеозапись не содержит информации о действиях водителя транспортного средства № 2, то для полноценного анализа ДТП, представленного на записи видеорегистратора, необходимо ознакомиться со схемой места происшествия, объяснениями водителей, протоколами осмотров транспортных средств.

Из записи видно, что автомобиль № 1, на котором установлен видеорегистратор, движется прямолинейно, без изменения направления движения. Впереди автомобиля № 1 в попутном с ним направлении движется автомобиль № 2 марки Ниссан государственный регистрационный знак В 374 ТА/21.

В момент, предшествующий столкновению, автомобиль № 2 выполняя маневр перестроения, двигается с указателем правого поворота по второй полосе движения проезжей части дороги, в направлении крайней правой полосы.

Указанный автомобиль замедляет скорость движения и останавливается.

Транспортное средство, на котором установлен видеорегистатор, двигается в попутном с автомобилем № 1 направлении движения по той же полосе.

В момент возникновения опасности, водитель транспортного средства № 1, не успевает затормозить и допускает наезд на уже стоящий автомобиль №2.

Действия водителя автомобиля № 1 не соответствуют требованиям пункта 9.10 ПДД РФ.

Ответственность за данное нарушение предусмотрено ч. 1 ст. 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Автомобиль №1, на котором установлен видеорегистратор, в начале записи движется с левым поворотом, при этом отчетливо слышно, как работает реле светового указателя, воспроизводя характерные звуки.

Перед выполнением маневра, водитель предоставляет преимущество в движении иномарке черного цвета № 255, которая проезжает без изменения направления движения справа налево относительно автомобиля №1.

Далее, убедившись в безопасности, водитель автомобиля № 1, выполняет поворот налево и, проехав несколько метров, приостанавливается перед иномаркой № 255, соблюдая безопасную дистанцию.

С времени окончания маневра до момента столкновения проходит около 4-5 секунд, что свидетельствует о том, что расстояние между столкнувшимися автомобилями при возникновении опасности, было достаточно велико.

Это расстояние можно определить расчетным методом, зная скорость движения автомобиля №2.

В заключительной стадии, водитель транспортного средства № 2, не успевает затормозить и допускает столкновение с автомобилем №1.

Анализ видеозаписи столкновения автомобилей №1 и №2, позволяет сделать следующий предварительный вывод: действия водителя автомобиля № 2 не соответствуют требованиям пунктов 9.10, 10.1 ПДД РФ.

Ответственность за данное нарушение предусмотрено ч. 1 ст. 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При попутном, встречном, групповом, одиночном движении транспортных средств водители, управляющие ими, должны соблюдать как необходимую дистанцию, так и безопасный боковой интервал. Этого требует 9.10 ПДД РФ.

Просмотр видеозаписи регистратора, которым оборудован автомобиль №1, позволяет установить, что данное транспортное средство на протяжении всего отрезка, зафиксированного на видео, движется прямолинейно, в правом крайнем ряду проезжей части дороги.

В попутном с ним направлении, в левом ряду проезжей части дороги, движется автомобиль № 2 - иномарка темного цвета.

Проезжая часть дороги по ширине имеет четыре полосы: по две полосы в каждом из направлений для движения транспортных средств.

Из-за снежных сугробов, прилегающих к краям (правым полосам) дороги, движение в четыре полосы является опасным, так как водителям трудно обеспечивать безопасный интервал.

Опасность для движения создается водителями транспортных средств, движущихся по левым полосам обоих направлений. В нашем случае – это водитель автомобиля №2.

На отрезке записи видеорегистратора 01:11 – 01:12 видно, как автомобиль №1 наезжает передним правым колесом на снежный сугроб, после чего его транспортное средство смещается влево и сталкивается передней левой частью с передней правой частью автомобиля № 2.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении водителями бокового интервала? Предварительный анализ указывает на наличие признаков обоюдной вины (подробнее об обоюдной вине в совершении ДТП читайте в этой статье).

Подробности в статье: Обоюдная вина в совершении ДТП

Действия водителя автомобиля № 1 не соответствуют требованиям пунктов 9.10, 10.1 ПДД РФ.

Действия водителя автомобиля № 2 также не безупречны и не соответствуют пункту 9.10 ПДД РФ.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данный вывод носит субъективный характер и может не совпадать с решением, принятым должностным лицом - сотрудником ДПС ГИБДД, осуществлявшем производство по делу об административном правонарушении.

Комментарии  

#1 RE: ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанцииИгорь 25.01.2017 19:54
Доброго времени суток! Я ехал в правом ряду по дороге с двухполосным движением, в левом ряду ехала Газель, которая резко приняла вправо и остановилась. Сейчас гололед, я пытался экстренно тормозить, почти остановился, но все равно ее достал.
Будучи в шоковом состоянии подписал не глядя документы. а потом дочитался, что я признан виновником якобы из-за несоблюдения безопасной дистанции со всеми вытекающими.
Получается, что Газель меня подрезала, а я еще и виноват.
Можно ли сейчас как-то обжаловать постановление?
Видеорегистратора у меня нет, к сожалению, но в машине со мной была жена, она все видела, будет ли она считаться свидетелем?
Заранее благодарен!
Цитировать
#2 ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанции — ИгорьВиктор Николаевич 26.01.2017 17:07
Здравствуйте, Игорь.
Изложенная ситуация вполне стандартная. Постановление обжалуйте, Ваша жена является свидетелем, поэтому её также приглашайте в суд для пояснения обстоятельств ДТП.
Цитировать
#3 RE: ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанцииСергей 28.01.2017 09:56
Здравствуйте! Я стал участником ДТП из 4 авто на трассе. Впередистоящая машина резко притормозила. и я совершил наезд на неё. Через секунду меня ударил сзади идущий следом автомобиль и я повторно от его сильного удара повредил и своё и впередистоящее авто. После второго удара моя жена получила ЗЧМ травму, смещение шейных позвонков и тупую травму грудной клетки с обширной гематомой от ремня безопасности. После стационара дознаватель отправил документы на медэкспертизу(ж ену не приглашали)и там написали, что не смогли определить от какого удара получены травмы. Сейчас последний участник подал ходатайство на объединение ранее оформленных 2 ДТП в одно. Машину он продал и почему то теперь, через 3 месяца после ДТП, написал ходатайство о проведении автотехнической экспертизы с тем, чтобы виновным во всём произошедшем признали только меня. Хотелось бы узнать Ваше мнение о сложившейся ситуации. Спасибо.
Цитировать
#4 RE: ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанцииГалина 28.01.2017 19:51
А что можно сказать по нашей ситуации, можно что-то сделать, ссылку на видео посылала на указанный адрес?
Цитировать
#5 ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанции — СергейВиктор Николаевич 29.01.2017 11:09
Здравствуйте.
Для того, чтобы разобраться в этой непростой ситуации необходимо дать сначала техническую, а затем и юридическую оценку действиям каждого из участников как первого, так и второго ДТП.
Конечно же следует назначить автотехническую экспертизу, а может быть, в зависимости от показаний водителей-участ ников ДТП, и комплексную транспортно-тра сологическую экспертизу.
Что касается причинно-следст венной связи в механизме причинения вреда здоровью Вашей жены, то судебный эксперт не сможет ответить на вопрос в результате какого столкновения были причинены травмы. Вместе с тем, если пострадавшая однозначно заявляет о том, когда она получила травму, то смысла в этом вопросе к эксперту нет. Достаточно проверить возможность причинения травм при обстоятельствах , указанных потерпевшей.
То есть СМЭ в таких случаях, как правило, дает ответ о возможном причинении травм при обстоятельствах , отраженных в допросе потерпевшей.
Цитировать
#6 RE: ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанции — ГалинаВиктор Николаевич 29.01.2017 15:01
Здравствуйте, Галина.
Ссылку получили, вопрос находится в работе. Ответ будет размещен в разделе "Разбор ДТП по записи видеорегистрато ра".
Цитировать
#7 RE: ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанцииСергей 29.01.2017 17:38
Добрый вечер,Виктор Николаевич! Спасибо за ответ! В этой ситуации смущает то, что автотехническую экспертизу назначают после того, как машина последнего участника продана.И ДТП из двух хотят перевести в одно. Могу ли я обратиться в прокуратуру с жалобой на действия дознавателей и затягивание дела.
Цитировать
#8 ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанции — СергейВиктор Николаевич 29.01.2017 17:59
Добрый вечер.
Я думаю, что жалоба не помешает, а наоборот мотивирует дознавателя к действиям.
По поводу экспертизы, конечно желателен осмотр повреждений экспертом, если речь идет о трасологии. Для автотехники автомобиль не нужен.
Что касается вреда здоровью, причиненного Вашей супруге, то она вправе требовать выплаты страхового возмещения от СК виновника, а компенсации морального вреда - вне зависимости от виновности каждого из водителей. На сайте имеется достаточное количество материала по данному вопросу.
Цитировать
#9 RE: ДТП в результате несоблюдения безопасной дистанцииСергей 29.01.2017 18:30
Ещё раз большое спасибо за ответ и за Вашу работу на благо людей. Здоровья и всех благ!
Цитировать

Задайте нам вопрос

Данная статья подготовлена на основании действующего законодательства РФ, а также с учетом практического опыта адвокатов, специализирующихся на защите прав и интересов участников ДТП, а также действующих экспертов и сотрудников ГИБДД МВД России.

Однако каждая ситуация имеет свои особенности, поэтому, если вы не нашли ответа конкретно по вашей проблеме, то бесплатно проконсультируйтесь с автоюристом непосредственно на сайте или по телефонам:

- Единый федеральный номер (пн.-пт. 9.00 - 23.00, сб.-вс. 10.00 - 21.00)

- Москва и область (пн.-пт. 9.00 - 23.00, сб.-вс. 10.00 - 21.00)

- С-Петербург и область (пн.-пт. 9.00 - 21.00. сб.-вс. 10.00 - 19.00)

Присоединяйтесь!