В настоящее время Москва накопила бесценный, в прямом и переносном смысле слова, опыт организации и эксплуатации платных парковок.
Отмечаются высокой динамичностью тенденции, связанные с расширением зон платных стоянок, при одновременном сокращении возможностей для бесплатного паркования. С уверенностью можно сказать, что автовладельцам платить придётся и часто, и много.
Для того, чтобы минимизировать издержки, связанные с использованием транспортных средств в административных границах столицы, автомобилистам следует знать и выполнять правила платной парковки в Москве.
Правила платной парковки в Москве
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правила платной парковки в Москве, является Постановление Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» (далее по тексту — постановление).
Постановление N 289-ПП определяет термин городская парковка — это объект благоустройства города Москвы, представляющий собой специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, являющееся частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Москвы, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению Правительства Москвы.
Из определения понятия вытекают признаки, в соответствии с которыми городская парковка должна быть обозначена, обустроена и оборудована в соответствии с требованиями, установленными постановлением.
Организационные правила платной парковки в Москве.
В соответствии с пунктом 2 постановления, с 01.06.2013 года, городская парковка является платной. От оплаты парковки освобождаются водители спецтранспорта оперативных и экстренных служб:противопожарной службы МЧС, скорой медицинской помощи, органов полиции, Следственного комитета РФ, а также категории льготников, указанных в пунктах 2.1.2. -2.1.6. постановления.
Приложение №1 постановления содержит перечень территориальных зон организации платных городских парковок с названием улиц и участков, в пределах которых действуют правила платной парковки.
Всего городская парковка организована в следующих районах Москвы: Тверском, Мещанском, Красносельском, Басманном, Таганском, Хамовническом, Арбат, Пресненском.
Места платной парковки в обязательном порядке обозначаются дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» и информационной табличкой 8.8 «Платные услуги».
При въезде в зону платной парковки могут быть установлены указатели, информирующие водителей о наличии свободных парковочных мест. Также городская парковка обозначается линиями разметки и дополнительными табличками, указывающими способ постановки транспорта на стоянку, места для транспортных средств, обозначенных знаком «Инвалид».
В обязательном порядке для пользователей услуг городской парковки размещается информация о размере и способах оплаты паркинга.
Оплатить парковку в Москве можно в паркоматах, установленных на самих парковках, в платежных терминалах, посредством СМС платежа, через USSD, с использованием мобильного приложения.
Оплата парковочной сессии почасовая с поминутной тарификацией в пределах парковочной зоны. Размер оплаты определяется по территориальному принципу с учетом типа транспортного средства.
Пользователи услуг городского паркинга должны знать о том, что парковка не является местом для хранения транспортных средств, поэтому администрация освобождается от ответственности за ущерб, причиненный припаркованному транспортному средству и его владельцу (пункт 1.2 постановления).
Поведенческие правила для пользователей платной парковки.
В соответствии с пунктом 2.5 постановления, водителю предоставляется 15 минутный временной интервал для оплаты парковки. Течение времени исчисляется с момента въезда транспортного средства на парковочное место.
Неисполнение обязанности по оплате, в предусмотренный промежуток времени,влечет наступление административной ответственности.
После окончания парковочной сессии у водителя имеется 10 минут для того, чтобы освободить парковочное место.
Пункт 2.9 постановления, устанавливает ряд запретов при пользовании городскими парковками в Москве.
Водителям непозволительно резервировать места для стоянки. Запрещается занимать парковочные места, обозначенные дорожной разметкой и знаками, предназначенные для категорий льготников. Нельзя нарушать границы отведенного для парковки места.
Под угрозой административной ответственности, недопустимо оставлять на городских парковках Москвы транспорт с защищенными от идентификации, нечитаемыми регистрационными номерными знаками, а равно без таковых.
Также водителям стоит помнить, о том, что за нарушение правил остановки и стоянки, даже в специально отведенных для этого местах, можно схлопотать административный штраф с эвакуацией авто на штрафную стоянку.
О том, что делать, если ваш автомобиль эвакуировали, читайте в этой статье.
Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку мы рассмотрели здесь.
Нарушения правил платной парковки
Организация работы городских парковок в Москве возложена на ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).
Контроль за исполнением рассматриваемых правил осуществляется посредством мониторинга зон парковок специальными автомобилями – парконами. В настоящее время на дорогах Москвы задействовано более трехсот пятидесяти парконов.
Каждый из парконов оборудован двумя камерами, работающими в автоматическом режиме. Одна камера выполняет съемку общего плана обстановки, а вторая фиксирует номера транспортных средств.
После обработки информации операторами центра организации дорожного движения, лицам, допустившим нарушения правил платной парковки, рассылаются именуемые в народе «письма счастья» — постановления о штрафах с фотографиями автомобилей – нарушителей.
В среде автолюбителей на страницах специализированных сайтов повсеместно обсуждается тема о том, как избежать наказания за нарушение правил платной парковки в Москве.
«Знающие» и «бывалые» советчики изобилуют рекомендациями, которые, по их мнению, на сто процентов, позволяют обмануть парконы и тем самым уйти от ответственности.
Как правило, все эти «руководства по бесплатной парковке» подразумевают те или иные манипуляции с номерными регистрационными знаками, установленными на транспортных средствах.
Наше мнение по данному вопросу однозначно – не стоит экспериментировать на собственном опыте.
Конечно, при желании, можно обмануть паркон, но ведь кроме парконов, на каждой городской парковке несет службу штат инспекторов – сотрудников АМПП. Их основная функция — осуществление надзора за автомобилями в местах расположения, с целью выявления нарушителей и фиксации фактов нарушений.
Штрафы за платную парковку
Ответственность за неуплату услуг городской парковки в Москве предусмотрена статьей 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях: неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.
По мнению практикующих юристов, дела об административных правонарушениях по статье 8.14 возбуждаются с грубейшими нарушениями закона.
Суть этих нарушений заключается в незаконном использовании сотрудниками московского паркинга персональных данных о владельцах транспортных средств.
По данным МВД России и Прокуратуры РФ на начало 2015 года незаконно было возбуждено более 360000 производств за неоплаченную парковку. Суммы незаконных штрафов исчисляются цифрами с девятью нулями.
Согласно заключения Савеловской прокуратуры города Москвы, использование федеральной базы МВД России сотрудниками АМПП, с юридической точки зрения, не являющимся государственным органом, является незаконным.
Таким образом, у владельцев транспортных средств имеются все основания для обжалования постановлений АМПП. Однако, как показывает опыт практикующих юристов, только юридически обоснованная жалоба имеет шансы быть удовлетворенной.
Административная ответственность за неуплату парковочных услуг наступает по правилам статьи 2.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть постановления о штрафе за платную парковку выносятся в отношении лица, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Избежать наказания собственник может по основаниям, указанным в части 2 статьи 2.6.1.
О том, как обжаловать постановление о штрафе мы рассказывали в статьях:
Как обжаловать постановление ГИБДД в суде
Обжалование постановления ГИБДД по видеофиксации
В заключении статьи обращаем внимание наших читателей на то обстоятельство, что все вопросы платной парковки в Москве регламентируются исключительно городским законодательством. Поэтому, при необходимости, наши партнеры — московские автоюристы всегда готовы прийти к вам на помощь.
Платная парковка в Москве – это просто жесть! 😤 Я понимаю, что власти пытаются решить проблему с пробками и заставить людей больше пользоваться общественным транспортом, но цены-то какие конские! 💸 Каждый раз, когда нужно заехать в центр, кошелёк плачет. Причём неважно – на пару минут остановился или на пару часов, всё равно выйдет кругленькая сумма.
Ещё одно неудобство – постоянно искать паркоматы или бегать с телефоном, чтобы оплатить через приложение. А бывает, что связь отваливается или GPS барахлит, и у тебя уже нервяк начинается, что штраф прилетит. 🤯
Отдельная тема: эти зоны платной парковки растут как грибы после дождя. Вчера парковался бесплатно, сегодня уже плати. Даже возле собственного дома теперь машину поставить – целая проблема. И ладно бы ещё деньги шли на благоустройство парковок или улучшение дорожной инфраструктуры, но что-то особо изменений не видно. 🤷♂️
Из плюсов только одно: немного разгрузились центральные улицы. По крайней мере, стало чуть проще найти место, если готов выложить за это деньги. Но не каждый же день готов платить такие суммы! 🙈
Короче, платная парковка – это палка о двух концах. Вроде как решают одну проблему, но создают кучу других.🙄